Еще одно дело Вячеслава Платона отправили на пересмотр
Мэрия Кишинева расторгает договора с предпринимателями, работающими в подземках
Дефицит масок в аптеках Кишинева: в некоторых из них цена одной маски достигает 4 лей 20 банов (Видео)
Жители Кишинева требуют пересмотреть счета за отопление
Центральный рынок Кишинева будет переобустроен, торговли вокруг него не будет
Артисты из девяти стран примут участие в Международном фестивале "Мэрцишор"
В связи с коронавирусом Молдова объявила желтый код опасности
В Румынии протестуют из-за эвакуации сограждан из Италии
Микроавтобусы, не вышедшие на линию, рискуют остаться без договора с мэрией
PAS сформировала Лигу местных избранников. 35 человек стали членами совета
Обращение столичных властей в связи с забастовкой
Забастовка маршрутчиков в Кишиневе.
В Кишиневе прошел протест “Стоп Додон”. Участники требовали отставки президента и премьер-министра, а также вывода российских войск
Президент обратился с поздравительным посланием по случаю 23 февраля
С Днем Советской Армии и Военно-морского флота!
Жители Алеппо поздравили российских военных с Днем защитника Отечества
Логинов снялся с масс-старта на чемпионате мира по биатлону
Барбалат: Молдовагаз использует несуществующий стандарт качества газа для потребителей
22-02-2020, 20:28
Итальянская полиция не нашла допинга у российских биатлонистов
22-02-2020, 14:02
США на учениях сымитировали ядерный удар по России

Архив публикаций

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
17181920212223

Региональные новости

В Гагаузии три лицея получат наборы робототехники
Гагаузский национальный театр собирает группу абитуриентов
В Сороках третий день бастуют водители маршруток
В Хынчештах откроют новую пожарную станцию. Её построили за счет средств местных бюджетов и помощи США
Шесть лет назад в Гагаузии провели консультативные референдумы. Власти выступили с обращением
В Сороках водители маршруток не вышли на работу, требуя повышения цен
Районный совет Сынжерея оставил в силе свои решения по избранию руководства
Армянская церковь, Городское озеро и Площадь Василе Алекснадри: список туристических мест северной столицы Молдовы (Фото)
«Считают гагаузов сепаратистами». Депутаты НСГ обсудили с верховным комиссаром ОБСЕ взаимоотношения с Кишиневом
В Чадыр-Лунге откроется Центр социально-психологической реабилитации детей с особыми потребностями

Предсказана скорая гибель человеческой цивилизации. Ее уничтожит вспышка на Солнце

Астрономы Колорадского университета в Боулдере в США пришли к выводу, что Солнце может породить выброс энергии в тысячи раз мощнее обычных вспышек, который нанесет огромный урон технологической цивилизации. Подобные события, называемые супервспышками, обычно регистрировались у молодых и активных звезд, и поначалу считалось, что в Солнечной системе они невозможны. Тревожное исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.

Звездные взрывы

Вспышки представляют собой выброс значительного количества энергии в звездной атмосфере. Их порождают магнитные поля вблизи пятен — холодных участков фотосферы. Высокой магнитной активностью обладают молодые звезды, быстро вращающиеся звезды, двойные звезды (их компаньоны должны быть близки друг к другу) и красные карлики. Их поля c силой в несколько тысяч Гаусс (0,1-0,4 тесла) затрагивают обширные участки поверхности, что способствует возникновению супервспышек со светимостью в десять или в миллион раз выше, чем у крупнейших солнечных вспышек (с энергией 10 в 32-й степени эрг). Казалось бы, человечеству повезло: Солнце вращается медленно, магнитные поля у него слабые — ничто не указывает на то, что у него хватит сил на супервспышку.

Однако, благодаря данным, полученным с помощью космического телескопа Kepler, ученые начали находить свидетельства возникновения супервспышек и у звезд спектрального класса G (к ним относится современное Солнце). Звезды, производящие экстремальные вспышки, обладают столь огромным числом пятен, что по мере вращения происходят периодические изменения яркости, которые можно заметить с помощью астрономических приборов. Вообще говоря, появление огромного числа пятен — явный признак усиления магнитной активности. Было обнаружено большое число подобных событий, что дало исследователям возможность оценить вероятность супервспышки у Солнца.

Ученые выяснили, что супервспышки с энергией до 10 в 35-й степени эрг могут происходить раз в несколько тысяч лет у звезд, которые вращаются столь же медленно, как и Солнце. Частота вспышек с увеличением ее силы уменьшается по степенному закону, то есть чем сильнее вспышка, тем реже она происходит. Поэтому астрономы пришли к выводу, что Солнце изредка, раз в несколько тысяч лет, способно породить достаточно мощные магнитные поля, чтобы создать катастрофическое событие.

Тревожные данные

В одной из прошлых научных работ исследователи провели наблюдения за 50 звездами солнечного типа, производящими супервспышки. Больше половины (34) из них были одиночными, а все параметры звездной атмосферы (температура, поверхностная гравитация, металличность) были типичны для звезд G-класса. Они демонстрировали ту самую периодичность в изменении блеска, что происходит при вращении и наличии большого числа пятен. Также ученые измерили содержание лития, чье большое количество характерно для активных и молодых звезд.

С возрастом содержание лития в звездах снижается, поскольку по мере того, как светила становятся холоднее, металл опускается в горячие недра, где разрушается в ядерных реакциях. Некоторые звезды имеют мало лития, медленно вращаются, но все же производят достаточно мощные вспышки. Однако чтобы подтвердить, что Солнце может представлять опасность, астрономам не хватало спектроскопических данных об одиночных звездах, ведь многие изученные системы были бинарными.

В новом исследовании специалисты изучили еще 23 похожие на Солнце звезды, у которых заметили супервспышки. Эти звезды изначально были обнаружены ныне «покойным» телескопом Kepler. Стоит заметить, что все они вращаются чуть быстрее Солнца, у которого период обращения вокруг своей оси равен примерно 25 дней. Из 23 звезд были отобраны 18 наиболее ярких (чтобы исключить влияние шума), а из них в свою очередь выделили пять двойных систем. Кроме того, астрономы также для сравнения рассмотрели еще 28 звезд солнечного типа, у которых не было зафиксировано супервспышек.

С учетом объединенных данных о 43 звездах астрономы подтвердили прямую корреляцию между числом солнечных пятен и магнитной активностью звезд, а также то, что старые звезды, подобные Солнцу, действительно могут производить супервспышки.

Кроме того, максимальная энергия вспышек не находится в строгой зависимости от скорости вращения звезд, и мощные выбросы энергии до 10 в 35-й степени эрг могут происходить на медленно вращающихся звездах. Супервспышки с энергией до 5 * 10 в 34-й степени эрг происходят на старых звездах солнечного типа примерно раз в 2-3 тысячи лет.

Однако, по мнению исследователей, текущей статистики недостаточно, чтобы уверенно ответить на вопрос, может ли Солнце произвести катастрофически мощную вспышку. Ученые не вполне уверены, что исследованные звезды не обладают какими-либо неучтенными свойствами, которые отсутствуют у Солнца. Но, исходя из имеющихся данных, вероятность того, что супервспышка может произойти в ближайшую сотню лет, довольно высока. Астрономы планируют изучить сам механизм возникновения вспышек и то, какое влияние они могут оказать на ближайшие планеты.

Катастрофические последствия

Супервспышка не приведет к массовому вымиранию и экологической катастрофе, несмотря на то, что она будет в тысячи раз сильнее обычной солнечной вспышки. Она не сожжет леса и не обдаст всех людей и животных на Земле вредоносным ультрафиолетовым излучением. Однако ее последствия окажутся тяжелы для человеческой цивилизации, чье существование тесно связано со спутниковыми и другими технологиями. Всплеск высокоэнергетического излучения окажется фатальным для электроники и телекоммуникационных систем и может стать смертельно опасным для астронавтов на орбите.

Вспышка на Солнце создает большие выбросы плазмы из солнечной фотосферы, которые устремляются в космос и сталкиваются с магнитным полем Земли, создавая геомагнитную бурю. Еще одним поражающим фактором является ионизирующее излучение, которое ответственно за формирование у Земли ионосферы. Заряженные частицы могут проникать в высшие слои атмосферы, вызывая полярные сияния и сбои в радиосвязи.

Супервспышка может привести к потере буквально всех искусственных спутников, а пассажиры самолетов, делающих рейсы через полярные области, получат высокие дозы радиации. Серьезные повреждения в энергосистеме приведут к массовому отключению электричества. Скорее всего, произойдет истощение озонового слоя с усилением повреждающего воздействия ультрафиолетового излучения на кожу человека. Увеличится заболеваемость раком, катарактой, а также повысится риск получения солнечных ожогов. Восстановление атмосферы займет месяцы или годы.

Александр Еникеев