Слусарь: Компания, принадлежащая мужу Зинаиды Гречаный, не имеет отношения к кредитам, выданным проблемными банками
Об этом председатель парламентской комиссии по расследованию банковской кражи Александр Слусарь заявил в эфире телеканала TV8, отметив, что более половины документов имеют тот или иной гриф секретности: «Но в большинстве случаев я не могу понять, почему они засекречены.
Там нет никаких государственных тайн. Считаю, что граждане должны иметь доступ ко всей информации. Поэтому в проекте отчета комиссии в раздел рекомендаций включен данный пункт. Надеюсь, что его поддержат как коллеги по комиссии, так и на пленарном заседании».
По мнению вице-спикера, участники банковской схемы «сами не знали, каким будет финал задуманной ими игры»: «Она проворачивалась в несколько этапов, была хорошо продумана. После каждого этапа участники ориентировались на реакцию общества и государственных институтов, и если она была вялой - двигались дальше. К примеру, в ходе рейдерских атак на банки планировалось затронуть и «MAIB». Но там были европейские акционеры, а также вмешался Евросоюз, поэтому в данном направлении участники не пошли, а в «ВЕМ» двинулись дальше».
Слусарь подтвердил, что «из-за ажиотажа в СМИ комиссия направила обращение в правоохранительные органы по поводу фирмы, якобы принадлежащей мужу Зинаиды Гречаный, председателя парламента: «Однако эта фирма не фигурирует ни в отчете Kroll-2, ни в списке бенефициаров и не имеет отношения к кредитам на сумму более 25 миллиардов лей (почти два миллиарда долларов), выданным в ноябре 2014 года тремя проблемными банками. Зато в документах фигурируют многие компании, связанные с Иланом Шором».
По мнению Слусаря, необходимо также расследовать действия генпрокуратуры, которая не предприняла никаких действий по расследованию банковского мошенничества и возврату денег: «За четыре года из-за бездействия прокуроров было упущено много шансов. Я очень надеюсь, что на пленарном заседании парламента нам будет оказана поддержка в возбуждении уголовного дела по действиям прокуратуры с 2015 по 2019 год. Прокуратура занималась чем угодно, только не расследованием банковского мошенничества».
Слусарь подтвердил, что, согласно полученным от НБМ документам, в течение трех недель, с 7 по 27 ноября, из трех банков «Unibank, Banca de Economii и Banca Socială) было выведено 25,5 млрд. леев, что по курсу на тот момент составляло
Председатель парламентской следственной комиссии утверждает, что первым лицом, виновным в мошенничестве в банковской системе, является бывший глава НБМ Дорин Дрэгуцан, предложивший схему кражи. По словам Слусаря, схема мошенничества была предложена именно Дрэгуцаном, была поддержана Андрианом Канду - министром экономики, гарантии были подписаны бывшим министром финансов Анатолием Арапу, а решение правительства о предоставлении госгарантий подписал премьер Юрием Лянкэ. По мнению Слусаря, первым должен быть привлечен к ответственности Дрэгуцан, затем - правительство Лянкэ.
В эфире передачи «Ora expertizei» на телеканале Jurnal TV экономический эксперт Вячеслав Ионицэ отметил, что все материалы, которые были включены в отчет компании Kroll, находятся в прокуратуре передает IPN. По его мнению, прокуратура должна провести анализ всех действий и бездействия, а парламентская комиссия по банковскому мошенничеству - констатировать, что генпрокуратура намеренно затягивала рассмотрение дела.
Адвокат Ион Крецу утверждает, что НЦБК с начала декабря 2014 года имел информацию о пострадавших банках после того, как правительство предоставило гарантию. Кроме того, он мог отслеживать в интернете все операции, которые были сделаны в течение этого периода: «25-26 ноября были сделаны переводы в размере 153 миллиона евро, 113 миллионов долларов и другие переводы. Такие суммы перевели уже после того, как была утверждена выдача госгарантии».
Политический комментатор Корнелиу Чуря также считает, что к прокуратуре есть очень большие претензии, и это учреждение пока молчит. По его мнению, лидеры Демпартии будут вовлечены в расследование и, возможно, лишены иммунитета.
Бывшая депутат Стела Жантуан утверждает, что законодательные и нормативные изменения под аферу были сделаны под прикрытием требований МВФ и соглашения об ассоциации РМ-ЕС: «Были беспрецедентные вещи, когда государство Республика Молдова через прошлую власть просто ограбило своих граждан. Все, кто участвовал, особенно представители государственных учреждений, должны ответить за это».