
Об этом экономический эксперт заявил в прошедшей 7 ноября еженедельной передаче, на которой анализировались результаты исследования IDIS Viitorul и Фонда Friedrich Ebert «100 самых острых проблем Республики Молдова в 2024 г.».
Вячеслав Ионицэ отметил, что Молдова вошла в 2024 г. в состояние экономической рецессии - 2 квартала подряд сокращался ВВП.
По его словам, рецессия - не изолированное явление, а отражение глубокой слабости молдавской экономики, которая уже много лет не может преодолеть системные проблемы.
«За последние 5 лет ВВП Молдовы вырос всего на 0,4%. На 2025 г. прогнозируется рост не более чем на 1%, что фактически означает стагнацию. Хуже было только в 1990-е годы, во время распада советской системы», - отметил эксперт.
Основное падение пришлось на сельское хозяйство - на 7 млрд леев, а также промышленность - на 3 млрд леев. За последние 5 лет производство в промышленности снизилось на 1,3%, в сельском хозяйстве - на 2,8%. Экспорт сократился почти на $500 млн, и эта тенденция сохраняется.
При этом Молдова экспортирует в основном сырье и импортирует готовую продукцию. «Из экспортеров масла мы превратились в экспортеров семян подсолнечника и импортеров масла. Торговый баланс по сельскому хозяйству стал отрицательным - такого не было десятилетиями», - подчеркнул Вячеслав Ионицэ.
Количество занятых в экономике сократилось до 808 тыс. человек - минимального уровня за всю историю наблюдений.
Еще один фактор давления - резкий рост цен на энергоносители: тариф на газ вырос с 4,64 до 29,27 лея за куб. м. Уровень абсолютной бедности увеличился с 31% до почти 50% на юге страны, с 26,5% до 32,2% - на севере и с 7% до 11% - в Кишиневе.
Иностранные инвестиции снизились с $4,9 млрд. до $4,8 млрд., и по этому показателю Молдова остается страной с наименьшим объемом инвестиций на душу населения в Восточной Европе.
Госдолг вырос с 124,6 млрд. до 131,2 млрд. леев, при этом значительная часть заимствований используется на потребление, а не на развитие.
По словам Вячеслава Ионицэ, Молдова переживает период глубокой экономической слабости, сравнимой по масштабам лишь с кризисом 1990-х годов.