Осталеп: Итоги референдума не могут быть легализованы
Бывший замминистра иностранных дел Валерий Осталеп в подкасте Morari.live предоставил доказательства того, что прошедший 20 октября референдум не имеет законной силы и не может быть легализован Конституционным судом.
Подмена: слово «пересмотр» заменили на «изменение»
Осталеп напомнил, что в бюллетенях вопрос стоял так: «Поддерживаете ли вы внесение изменений («мodificarea») в Конституцию с целью присоединения Молдовы к ЕС?». Однако КС в апреле разрешил проведение конституционного референдума по пересмотру Конституции, используя слово «revizuirea».
Ни о каких изменений Конституции в решении КС речи не было. Произошла подмена формулировки: «Это разные юридические понятия, как минимум процессуально и процедурно. За вопрос в бюллетене должна были проголосовать половина избирателей, внесенных в списки: из 2,7 миллиона – 1,3 миллиона. Но не треть. Кто из PASрешился на такое? Итоги референдума не могут быть легализованы, КС не вправе признать их».
Осталеп задается вопросом: «Как могли европейские институты одобрить то, чего нет? ЕС не замечает, сколько людей участвовали в референдуме, сколько бойкотировали, как было притянуто количество проголосовавших, что случилось ночью? Если бы власть была другая и при ней несколько раз вырубался сайт ЦИК - сразу отвергли бы итоги голосования.
Почему не учитывается бойкот 55 тысяч избирателей? С теми, кто поставил печать в графу «нет», и теми, кто не брал бюллетени, они составляют большинство голосовавших».
Об ответственности президента
«Провал и катастрофа в юстиции – а президент ни при чем, - обратил внимание Осталеп. - Самый большой уровень контрабанды за всю историю – и опять ни при чем? Нигде нет информации о сумасшедшей контрабанде, расцветшей приPAS, нет реакции в стране, нет реакции ЕС, лишь румынские СМИ реагируют.
Если контрабанда идет из РМ – значит, в страну приходят деньги. Кому они распределяются? Почему таможня, СИБ, прокуратура не видят?
Идет укрепление криминалитета за счет криминальных денег и его сращивание с властью. Завтра они будут назначать участковых, послезавтра прокуроров, а потом будут во главе страны. А МВД в это время МВД следит за артистами, раздает газеты. Кто же в все это курирует: не президент ли?».
От нацизма - к псевдопатриотизму и физическому насилию
«Когда они увидели, что ни их СМИ, ни грантодатели и советники не справились, они пустили в ход нацизм, - отметил Осталеп. - Переход от нацизма к экстремальному псевдопатриотизму, к всяким ношениям ий и прочему не занимает много времени. Следующий этап – физическое насилие. СИБ все чаще проявляет внимание к психически нездоровым людям с целью их натравливания».
Кто представляет филиалы иностранных спецслужб
«Один из первых признаков стигматизации в обществе – навешивание ярлыков, - убежден Осталеп. - Общество не реагирует на то, что кто-то делает это целенаправленно, за деньги. Это политика уничтожения государства.
У Молдовы нет спецслужб, нет гражданского общества, нет институтов, которые бы нас защищали. При этом на территории РМ есть филиалы иностранных спецслужб, они борютсяс несогласными. Под чьими флагами, кто платит? Почему европейские правозащитники молчат?».
По тем же лекалам, по которым избавились от молдавского языка
«Форма, по которой избавились от молдавского языка, была такой же, - напомнил Осталеп. – Выдумали, что закон устарел. В США есть законы, которым по 400 лет. Все это встраивается в концепцию вымывания молдавской идентичности. Очень хочется знать, кто ее разработал».
Кто в Брюсселе отвечает за Молдову?
«Мы не знаем, кто в ЕС отвечает за Молдову, после референдума спряталась даже вице-премьер по евроинтеграции Кристина Герасимов, - говорит эксперт. - Но в ЕС есть тот, кто планирует события в РМ, направляя послов стран Европы. Им важно за свою зарплату отчитаться. И очень большая ошибка считать, что их цели совпадают с нашими».
Они нам не партнеры, они хозяева
«Раньше они не контролировали страну, мы не были зоной их влияния, у нас были элементы суверенитета. Они встречались с оппозицией, она стала властью и гарантирует им полный контроль. Они это сделали руками Майи Санду. Они нам никакие не партнеры. Они здесь хозяева.
Но Молдова никуда не денется от сотрудничества с Россией, Украиной, Румынией и Евросоюзом».
Есть большие сомнения по поводу голосования в посольствах
По словам Осталепа, в Молдове создан механизм вброса бюллетеней через голосование так называемой диаспоры.
«Это неправильно, когда голосуют люди, которые здесь не живут и не собираются жить. Они где-то в Канаде, Мексике выбирают власть, результаты работы которой на себе не чувствуют.
Для процесса голосования отсутствующих граждан в мире выработали регламенты: где-то нет допуска, если нет избирателя больше года в стране, где-то - если нет больше пяти лет, где-то - если не платишь налоги, где-то – голосуйте все, но приезжайте в страну.
Есть очень большие сомнения по поводу голосования в посольствах. А если поменяется ситуация – откроют два избирательных участка в ЕС, потому, что там нет бункеров, и 127 - в России?».
Задача Иона Чебана - сохранить PAS у власти
По мнению Осталепа, мэр столицы готовился к альянсу с PAS в следующем парламенте, но на каком-то этапе попятился.
«Задача Чебана - сохранить PAS у власти, и этим он опасен. Чтобы это понять, нужно отследить, откуда Ион Чебан вернулся из командировки, когда вдруг поддержал референдум. В эту конструкцию вовлечена бывшая партия Плахотнюка, сейчас Социал-демократическая европейская».
Подготовила Марина ТИМОТИНА
Источник: Молдавские ведомости