За короткий период времени компания, управляющая столичным аэропортом, неоднократно меняла своих бенефициаров. Эксперты говорят о заинтересованности концессионеров в оформлении как можно большего количества сделок, чтобы создать сложности в доказывании нарушений и последующем расторжении контракта.
Новый бенефициар позиционирует себя добросовестным приобретателем, который готов отстаивать свои права и интересы в международных инстанциях. В то же время в Молдове считают, что ситуация не столь однозначна и ряд нарушений закона должны быть рассмотрены в уголовно-правовом контексте, в особенности в части взаимосвязи «кражи века» с серией сомнительных сделок и инвестиций, касающихся Кишиневского аэропорта.
Большинство экспертов и комментаторов сходятся во мнении, что аэропорт должен быть возвращен в исключительное пользование государства, как стратегический объект, обеспечивающий его безопасность. Окончательный отчет об оценке деятельности компании-концессионера ожидается к 1 февраля. Власти рассчитывают на получение дополнительных аргументов, свидетельствующих о том, что инвестор не использует собственные финансовые источники и не выполняет инвестиционные обязательства, предусмотренные концессионным соглашением.
Кроме того, в течение ближайших 20 дней Агентство публичной собственности, которое выступает в качестве истца по делу о расторжении концессионного соглашения, должно исправить недочеты в исковом заявлении. После этого Кишиневский суд сможет приступить к разбирательству по существу спора.
В роли «фронтмена»
В конце декабря представители NR Investments Limited объявили в пресс-релизе, что больше не заинтересованы в развитии бизнеса в Молдове. Несколькими месяцами ранее эта офшорная компания приобрела 95% ООО Avia Invest, которое в 2013 г. получило Международный аэропорт Кишинева в концессию на 49 лет в рамках программы государственно-частного партнерства. Объектом сделки стала кипрская компания Komaksavia Airport Invest, которой принадлежит 95% Avia Invest. Позже в публичном пространстве появилось заявление, в котором объявлено, что новым бенефициаром Komaksavia Airport Invest официально стал российский бизнесмен Андрей Гончаренко.
До продажи проблемного актива представитель известной династии миллиардеров, владелец NR Investments Limited Натаниэль Ротшильд выступал с заявлением о намерении обеспечить развитие аэропорта в соответствии с самыми высокими европейскими стандартами. Сегодня аналогичные обещания звучат со стороны нового собственника компании-концессионера, российского миллиардера Андрея Гончаренко. Буквально через день после смены владельца компания Avia Invest представила проект строительства нового терминала. В то же время Гончаренко заявил, что хочет вложить в модернизацию аэропорта 200 млн евро.
Андрей Гончаренко – бывший топ-менеджер российской транснациональной энергетической компании «Газпром». Его бизнес-интересы охватывают различные направления, среди которых строительство, развитие инфраструктуры, недвижимость и торговля. В СМИ неоднократно упоминалось, что он является деловым партнером Бориса Ротенберга – влиятельного российского олигарха, приближенного к президенту РФ Владимиру Путину. В частности, в 2018 г. британское издание Daily Mail писало, что эта дружба обеспечивает Гончаренко связи с Кремлем на самом высоком уровне. По данным СМИ, его недвижимость в Лондоне оценивается в 250 млн фунтов стерлингов. Гончаренко неоднократно попадал в поле зрения прессы в контексте масштабных скандалов с коррупционной подоплекой, однако ни в одном из таких случаев его вина не была доказана.
Бывший премьер-министр Ион Стурза на своей странице в соцсети написал, что проверил «в Москве и за ее пределами» информацию о новом бенефициаре Avia Invest. В результате он пришел к выводу, что бизнесмен «не может сделать ничего без своей российской крыши». «Он выполняет роль фронтмена, являясь частью неформального фонда для более деликатных операций. Он оберегает чьи-то активы. Молдавские власти должны ответить нам, чьи именно. Англичане уже активно занимаются им – за отмывание денег, на которые он купил дом за 300 миллионов фунтов стерлингов», - написал Стурза.
В то же время президент страны Игорь Додон полагает, что российский миллиардер может быть «человеком Илана Шора» (бывший мэр Оргеева, председатель Партии «Шор» и депутат парламента, который является ключевым фигурантом ряда уголовных дел, связанных с «кражей века», и по запросу Генпрокуратуры лишен парламентской неприкосновенности – прим. ред.).
По словам главы государства, Гончаренко изначально был вместе с Шором в этой схеме. «То есть, это не передача другим, а возвращение обратно Шору», - считает Додон.
«У Гончаренко большие проблемы в Российской Федерации, и он пытался получить гражданство РМ во времена Плахотнюка, но режим пал, и он его не получил», - сказал президент в эфире одного из частных телеканалов. Известно, что в июне этого года Андрей Гончаренко выразил желание оформить молдавское подданство в рамках программы «Гражданство через инвестиции». В список потенциальных получателей молдавского паспорта были включены и несколько его родственников. Полгода назад власти объявили мораторий на принятие заявок, однако все запросы, поступившие до этого момента, будут обработаны. Некоторые эксперты высказали предположения, что Гончаренко рассматривает гражданство нашей страны как своеобразный «спасательный круг» на случай возникновения проблем с законом в России.
Эксперты обращают внимание, что Натаниэль Ротшильд стал бенефициаром Avia Invest на фоне активизации правоохранительных органов и начала судебных разбирательств вокруг обстоятельств концессии аэропорта, то есть в тот момент, когда над Иланом Шором сгустились тучи и нависла реальная угроза расторжения сомнительной сделки. Соглашение о переходе права управления объектом к NR Investments Limited было оформлено в августе 2019 г. в авральном порядке, в связи с чем Ротшильд, скорее всего, получил увесистый дисконт. По мнению экспертов, впоследствии привлекательный, хотя и проблемный актив был перепродан с существенной надбавкой. Как считает глава государства, на решение Ротшильда повлияла и смена власти в Молдове.
– Ротшильд понял, что Санду ушла, а новое правительство будет возвращать старый и открывать еще один аэропорт. А «смысл» всего проекта, задуманного еще при правительстве Лянкэ, – в монополии, в том, что гражданам Молдовы некуда деться, они вынуждены пользоваться услугами Кишиневского аэропорта. Либо садитесь в машину и поезжайте в Одессу или в Яссы и оттуда вылетайте – там намного дешевле. И когда они поняли, что скоро будет новый аэропорт, Ротшильд сказал: «Зачем мне это надо? Забирайте обратно»,- говорит Игорь Додон.
«Будь то Ротшильд из Лондона, либо русский из Хабаровска»
Эксперт в области конституционного права, бывший член Высшего совета магистратуры Теодор Кырнац считает, что концессионеры аэропорта заинтересованы в оформлении как можно большего количества сделок с компанией Avia Invest. Впоследствии это, по его словам, приведет к сложностям в доказывании того, кто и где ошибся. Сегодня Андрей Гончаренко позиционирует себя добросовестным приобретателем, который готов отстаивать свои права и интересы в международных инстанциях. Тем не менее, как считает Кырнац, аэропорт должен быть возвращен в разряд государственных объектов, поскольку это стратегический объект, обеспечивающий безопасность государства.
Обстоятельства новой сделки вокруг концессионера столичного аэропорта вызвали множество вопросов у политиков и экспертов, большинство которых выразили обеспокоенность создавшейся ситуацией. Депутат Игорь Мунтяну по-прежнему утверждает, что Avia Invest не может менять владельцев без одобрения молдавских властей. «Никаких сделок с Международным аэропортом Кишинева не может произойти без согласия правительства, это четкое положение концессионного договора», - отметил он на специально созванной пресс-конференции. В этом контексте Мунтяну адресовал правительству ряд вопросов, касающихся обстоятельств передачи концессионных прав.
Премьер-министр Ион Кику на своей официальной странице в соцсети, напомнил, что несколько месяцев назад, после встречи с Вадимом Брынзаном и Майей Санду, один из Ротшильдов объявил, что купил кипрскую компанию, которая владеет контрольным пакетом акций Avia Invest – компании Шора. По его словам, «инвестор» с громким именем не мог напрямую купить Avia Invest, потому что в силу решения Высшего совета безопасности прокуратура наложила арест на его акционерный капитал. Впоследствии он изменил свои планы, однако, по словам Кику, нет разницы, кто фигурирует в документах кипрского офшора как владелец Avia Invest: «Будь то Ротшильд из Лондона, либо русский из Хабаровска».
Премьер-министр сообщил, что в этих условиях правительство пытается расторгнуть в суде концессионный договор, заключенный мошенническим путем. Как он подчеркивает, «владельцем аэропорта в любом случае остается государство, поэтому Шор, совершая сделки в офшорах, передает право на управление аэропортом, а не сам аэропорт». Глава правительства также подчеркнул, что наложение ареста на уставный капитал Avia Invest остается в силе, поэтому никакие сделки и смена прямых владельцев этой компании невозможны.
В ответ на озвученную руководством страны позицию Андрей Гончаренко выступил с заявлением о том, что информация о нем, появившаяся в публичном пространстве, не имеет под собой никаких оснований и носит спекулятивный характер. Гончаренко отметил, что у него нет проблем с правосудием какой-либо страны. «В начале весны этого года я намерен взяться за преобразование аэропорта Кишинева в важный международный авиа-хаб в регионе. В первую очередь будет построен ультрасовременный терминал, который позволит создать несколько тысяч рабочих мест для граждан Молдовы»,- сообщил бизнесмен, подчеркнув, что все это станет возможно только при благоприятном инвестиционном климате и при содействии правительства РМ».
Андрей Гончаренко упрекнул официальных лиц из Молдовы в «продолжающихся нападках», отметив, что подобные действия и решения «будут иметь юридические последствия и оспариваться в международных судах». Бизнесмен заявил, что обладает «достаточными средствами для привлечения и оплаты работы ведущих мировых юридических компаний». Он выразил уверенность в том, что «в сложившейся ситуации возобладает здравый смысл и будет налажен диалог с официальными лицами страны для реализации этого амбициозного инвестиционного проекта».
«Кража века» и инвестиции в аэропорт
В то же время в Молдове считают, что ситуация не столь однозначна и ряд нарушений закона должны быть рассмотрены в уголовно-правовом контексте. Как отмечают эксперты, длительное время стражи правопорядка обходили стороной взаимосвязь «кражи века» с серией сомнительных сделок и инвестиций, связанных со столичным аэропортом. Лишь на протяжении последних нескольких месяцев правоохранительные органы начали проявлять активность в этом направлении, а в публичном пространстве стали обсуждаться новые версии, изучаемые по делу о многомиллиардных хищениях из банковской системы Молдовы. Одна из них напрямую связана с концессией Международного аэропорта Кишинева компанией Avia Invest в 2013 г.
Как выяснилось, стражи правопорядка располагают доказательствами того, что значительная часть денег, похищенных из Banca de Economii, Unibank и Banca Socială осела в аэропорту. Об этом, в частности, заявил прокурор Виорел Морарь уже после отстранения от должности главы Антикоррупционной прокуратуры, но еще до своего ареста. Тем самым он фактически признал, что эта версия, которая обсуждается уже много лет, должна была стать объектом более пристального внимания со стороны правоохранителей, расследующих резонансное дело.
Примечательно, что еще в 2015 г. данную информацию озвучивал бывший директор Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару. Произошло это во время парламентских слушаний после публикации первого доклада американского детективного агентства Kroll, нанятого молдавскими властями для расследования обстоятельств «кражи века». По словам Кетрару, финансовые средства, похищенные из трех банков, не были выведены с территории Молдовы и могут быть возвращены.
При этом тогдашний глава антикоррупционного учреждения призывал власти сконцентрировать усилия правоохранительных и других компетентных органов вокруг столичного аэропорта. «Я уверен, что эти деньги находятся в стране, в аэропорту, в инвестициях. Мы должны выяснить все, что касается аэропорта, нужно сделать все возможное, чтобы вернуть эти активы», - заявил Виорел Кетрару несколько лет назад с парламентской трибуны.
В августе 2013 г. капитал Avia Invest был увеличен учредителями до 85,1 млн леев, что на тот момент составляло 5 млн евро. Банковская гарантия была выдана Unibank, который числится среди банков, причастных к «краже века». «Одна из версий заключается в том, что эти финансовые средства поступают из денег, похищенных из проблемных банков, которыми управляет Илан Шор», – указывалось в 2015 г. в информационной записке Национального центра по борьбе с коррупцией.
Следует отметить, что в информационном пространстве в течение последних лет появлялось немало сведений о направлении финансовых потоков из трех молдавских банков в Кишиневский аэропорт. В частности, в прошлом году в результате расследования, проведенного Jurnal TV, было установлено, что один из основателей компании Avia Invest получил более 2 млн евро из Banca de Economii, Banca Socială и Unibank.
В материалах упоминается офшорная компания TB Team Management из Соединенного Королевства, которая фигурирует в банковских транзакциях фирм, вовлеченных в процесс отмывания похищенных денег. Как отмечается в расследовании, ряд платежей этой компании, которая входила в число учредителей Avia Invest, были сделаны в октябре 2013 г. через зарегистрированную в Белизе офшорную компанию Branch Marketing LTD. Известно, что данная фирма участвовала в схемах, за которые были осуждены бывший премьер-министр Влад Филат и экс-депутат Кирилл Лучинский.
«Для нас это принципиальный вопрос»
В прокуратуре пока воздерживаются от более подробных комментариев на этот счет. Вместе с тем, в настоящее время Агентство государственной собственности проводит проверки в компании Avia Invest. Окончательный отчет об оценке деятельности концессионера Международного аэропорта Кишинева должен быть представлен к 1 февраля. В правительстве высказывают подозрения, что инвестор не использует собственные финансовые источники и не выполняет инвестиционные обязательства, предусмотренные концессионным соглашением. Если результаты проверок подтвердят данную информацию, Министерство юстиции и Агентство публичной собственности инициируют расторжение контракта с этим инвестором.
На этом фоне депутаты блока ACUM неоднократно выражали обеспокоенность тем, что правительство Кику может отозвать свой иск против компании Avia Invest, если в ходе проверки выполнения договорных обязательств не удастся выявить серьезных нарушений (правда, возникает вопрос, почему такую проверку не организовало правительство Майи Санду?). Кроме того, как отметил депутат Партии «Действие и Солидарность» Сергей Литвиненко на своей странице в соцсети, в основу действий, направленных на расторжение договора, должно ложится предположение о его изначальной незаконности.
В ответ на опасения Литвиненко советник премьер-министра, бывший госсекретарь Министерства юстиции Николай Ешану заверил общественность, что правительство не откажется от своих намерений, выраженных в судебном иске против Avia Invest. «Я с полной ответственностью заявляю, что мы видели документы, которые категорически требуют от ответственных учреждений приложить все усилия для обеспечения надлежащего представительства в судах по делу о недействительности контракта»,- написал Ешану в соцсети. По его словам, совершенно нормально, когда идет речь о нескольких основаниях, которые могут послужить причиной как для признания недействительности, так и для прекращения договора.
Твердое намерение нынешнего правительства отменить концессионное соглашение подтвердил и советник премьер-министра Виталий Драганча, который в качестве одной из причин ссылается на невыполнение компанией-концессионером своих инвестиционных обязательств, касающихся привлечения инвестиций для модернизации аэропорта. Он отмечает множество обстоятельств, которые вызвали подозрения вокруг этой сделки с аэропортом и позволяют делать вывод о неэффективности последующей деятельности в отношении этого стратегически важного для государства объекта. По словам Драганчи, конечная цель предпринимаемых властями мер – расторжение концессионного договора.
Между тем, 14 января стало известно о том, что рассмотрение иска правительства о расторжении концессионного соглашения откладывается. Судья Марчел Гандрабур выявил ряд недочетов в исковом заявлении и предоставил Агентству публичной собственности, которое выступает в роли истца, срок в 20 дней для их устранения. Лишь после этого Кишиневский суд сможет приступить к разбирательству по существу спора.
Как заявил недавно в эфире телеканала «НТВ Молдова» президент Игорь Додон, «для нас это принципиальный вопрос, и мы будем возвращать аэропорт в ведение государства через суд». Он напомнил, что в 2013 г. объект был сдан правительством Юрия Лянкэ в концессию компании Avia Invest с нарушениями действующего законодательства. «Но даже те условия, которые они на себя взяли, они не выполняют. С учетом всех обстоятельств был запущен процесс по аннулированию договора концессии и возвращению аэропорта в исключительное пользование государства», - отметил глава государства.
Ион Мунтяну