Проблемы психического здоровья населения существуют во всех странах, в том числе и в Республике Молдова. Выбрав в качестве своего будущего европейский путь развития, Республика Молдова активно начала проводить реформы в разных отраслях и сферах, в том числе и в медицине. Реформировать взялись и систему психического здоровья. Сегодня в Молдове реализуется уже четвёртая Нацпрограмма психического здоровья, рассчитанная на 2017-2021 годы. Однако когда журналист портала Noi.md пыталась выяснить, сколько ежегодно выходит из стен медуниверситета дипломированных врачей-психиатров, на профильной кафедре вуза, к сожалению, не пожелали общаться с прессой, сославшись на чрезмерную занятость.
Психически больные люди - жертвы насилия, а не агрессоры?
Но журналисты тоже заняты, но тем, что пытаются донести до населения суть всего происходящего, по просьбе читателей – граждан Молдовы узнать, почему в стране дефицит врачей-психиатров, почему по городу ходят психически больные лица, сами с собой разговаривающие, поющие, что-то выкрикивающие, порой кидающиеся на прохожих. Горожане сетуют, мол, раньше пациентов с различного рода психическими и поведенческими расстройствами помещали в профильные больницы, лечили столько, сколько требуется, а сегодня снимают острые состояния и возвращают родственникам, которые порой не знают, как ухаживать за такими больными. В результате жизнь в этой отдельно взятой ячейке общества превращается в кошмар.
Глава же Общества психиатров, наркологов, психотерапевтов и клинических психологов РМ Жанна Кихай говорит, что не люди страдают от психически больных лиц, а наоборот.
- Престижные и международно признанные исследования показали, что люди с проблемами психического здоровья наиболее часто являются жертвами насилия, а не агрессорами, - утверждает собеседница Noi.md. - В то же время, люди с проблемами психического здоровья часто находятся в ситуациях высокого риска насилия в семье и в обществе. К сожалению, в обществе превалируют устаревшие стереотипы о людях с проблемами психического здоровья, и это не помогает ни реформе, ни самим людям. Медицинские учреждения продолжают предоставлять услуги населению, но надо понимать, что услуги должны быть своевременны и к месту. Если у человека проблема со здоровьем, ему непременно окажут медицинскую помощь, но если возможно получать лечение дома, в привычной обстановке, то это оптимальный вариант, включительно для пациента. Дома ведь даже стены лечат.
Но стены, как выясняется из конкретных примеров, порой сводят с ума не только больных, но и их родственников. О том, как сложно приходится семьям, в которых есть члены с психическими и поведенческими расстройствами, Noi.md рассказала жительница Кишинёва, оказавшаяся в такой ситуации.
Из рассказа менеджера по продвижению одной столичной компании Евгении В., в последние несколько лет её жизнь превратилась в сплошной кошмар. Её 85-летний отец страдает деменцией и в буквальном смысле изводит как семью дочери, так и соседей. У него идефикс, что весь мир против него, а некогда любимая единственная дочь хочет его отравить.
В больницу дементного больного никто брать не хочет – нет угрозы для жизни же. Отказались от такого пациента и в домах престарелых, куда женщина пыталась определить своего выжившего из ума отца. Мол, если есть родственники, сами и ухаживайте, в стране хватает одиноких пожилых граждан с проблемами психического здоровья. Вызываемый семейный врач на дом выписывает различные успокоительные лекарства, но пожилой мужчина их наотрез отказывается принимать, утверждая, что все его хотят отравить. Поэтому стол в его комнате завален разного рода лекарствами, добросовестно купленными близкими по этим выписанным рецептам. Старик ходит обнажённым по квартире, в таком виде выходит на лестничную площадку, бродит по этажам, стучит в двери соседей или что-то выкрикивает. Находясь в квартире, стучит всем, что под руки попадается, в стенку, за которой проживает семья дочери.
Дабы не подвергать риску жизни соседей, в квартире вынуждены были отключить газ, но семья всё время наготове, так как дедушка иногда специально открывает водопроводный кран, устраивая потопы для соседей нижних этажей. Каждый приход Евгении к отцу с завтраками, обедами и ужинами сопровождается с его стороны обвинениями, что она его обворовывает, травит и издевается. Женщина от сплошных негативных эмоций осунулась, померкла, похудела. Психотерапевт, к которому она ходила на приём, порекомендовал пить валерьянку и успокоительные чаи, и ждать… когда это всё закончится. Собеседница Noi.md боится, что скорей она сойдёт с ума и помощь санитаров понадобится ей самой.
Этот случай можно назвать ещё терпимым. Но в социальных сетях есть группы и форумы, где люди рассказывают о том, как им приходится жить в одной квартире с психически больными родственниками. И это страшно. В общем, врагу не пожелаешь.
Децентрализация – правильный путь
Но специалисты и реформаторы считают, что власти идут правильным путём, и перемены в области психического здоровья обязательно принесут положительные результаты. По мнению экс-министра здравоохранения, депутата парламента Руксанды Главан, реформа в системе психического здоровья была неизбежной, потому что требовалась децентрализация этой области.
- Децентрализация и создание коммунитарных центров психического здоровья облегчили и расширили возможности доступа населения к этим услугам, которые предоставляются ближе к месту жительства с постоянной тенденцией исключить стигматизацию лиц с проблемами психического здоровья, - отметила в комментарии Noi.md Руксанда Главан. - Интеграция коммунитарных центров психического здоровья в учреждения первичной медицинской помощи помогает раннему выявлению психических расстройств (я имею в виду не только тяжёлую психическую патологию, но и депрессивные, тревожные расстройства, которые встречаются чаще среди населения в целом) и обеспечению непрерывности лечения. Безусловно, уже ощущается присутствие специалистов в области психического здоровья (психиатров, психологов, социальных работников) в секторе первичной медицины, существует профессиональное общение, так что сотрудничество между семейными врачами и специалистами по психическому здоровью позволяет подходить к пациенту в трёхмерном аспекте – био-психо-социальном.
Экс-глава Минздрава утверждает, что в процессе реформирования уже многое сделано. Важно и то, что в Государственном университете медицины и фармации имени Н. Тестемицану были скорректированы университетские и постуниверситетские программы для врачей-психиатров, семейных врачей, касающиеся предоставления услуг общественной психиатрии, разработаны и внедрены стандартизированные клинические протоколы для семейных врачей по депрессии, беспокойствам, биполярному аффективному расстройству и шизофрении, первому психотическому эпизоду.
- Тем не менее, психическое здоровье - довольно специфическая и сложная отрасль, до недавнего времени менее известная другим медицинским специальностям, поэтому семейные врачи нуждаются в постоянном обучении, чтобы приобрести практические навыки для распознавания первых симптомов психических расстройств, правильного подхода к их лечению и решению проблем пациентов с психическими расстройствами, - отметила Руксанда Главан.
Молчание психиатров
Узнав мнение представителей власти, журналист портала Noi.md попыталась выяснить, что думают о реформе специалисты на местах. Попытки получить открытые комментарии у психиатров, работающих в Коммунитарных центрах психического здоровья, провалились. Специалисты в этой области, до которых нам удалось дозвониться, под различными предлогами, как только слышали, что на проводе журналист, отказывались давать комментарий: кто-то ссылался на срочную поездку в Кишинёв на семинар, другой извинялся, что не в состоянии рассуждать после ночного дежурства, третий говорил, что не хочет иметь дело с прессой, а в некоторых районных центрах в первой половине дня вообще никого не удалось застать.
Но с одним из специалистов в области психиатрии, взявшим с нас слово не открывать его имени, нам всё-таки удалось пообщаться. Психиатр, проживающий в АТО Гагаузия, на условиях анонимности признался Noi.md, что у них в регионе с созданием Общественного центра психического здоровья пока ничего не вышло. Предполагалось, что подобный Центр будет открыт в Чадыр-Лунге, но администрация этого района воспротивилась инициативе, не желая, чтобы на территории районного центра располагалось такое учреждение, и город снискал плохую славу. Была также идея открыть медучреждение для госпитализации в него психбольных в селе Чок-Майдан, расположенном в 18 километрах от столицы Гагаузии, Комрата, но по какой-то причине и эта идея не была осуществлена. В итоге, до сих пор людей с проблемами ментального характера возят в профильную больницу Кишинёва.
Собеседник Noi.md с горечью признал, что на самом деле не всё так радужно, как может показаться.
- Психиатрия – сложная и не самая приятная отрасль медицины, где не заработаешь денег и не получишь положительных эмоций от общения с пациентами, - посетовал в беседе с Noi.md врач-психиатр. - В психиатрию не хотят идти учиться так активно, как, например, на стоматологию, хирургию. На всех национальных и международных форумах молдавские чиновники сетуют на нехватку медицинских кадров, в том числе психиатров. Их не хватает в столице, а что говорить о сельских населённых пунктах, где порой нет даже семейных врачей? Поэтому зачастую психически больной человек – это проблема его семьи. Если раньше у гражданина возникали проблемы психического характера, и от него исходила угроза для окружающих, то его по направлению психиатра доставляли в профильную больницу и лечили, пока он не приходил в себя. Сейчас же в больницах долго не держат: сняли агрессию, до 10 дней полечили и отправили на все четыре стороны. Да и сейчас так просто психически больного в больницу с улицы не отвезёшь, так как это по современным законам могут растолковать как нарушение прав человека. Вот оттого у нас и выявляются личности, залезающие на вышки электролиний, многоэтажные дома или на другие высокие объекты в населённых пунктах.
Исполнители реформы в области психического здоровья отмечают, что конечная цель преобразований состоит, во-первых, в том, чтобы у лиц с проблемами психического здоровья был доступ к соответствующим качественным и доступным медуслугам на национальном уровне, которые отвечают их потребностям. Во-вторых, чтобы население РМ понимало важность, как своего собственного психического здоровья, так и других лиц, чтобы имело доступ к соответствующим службам в случае необходимости, поддерживало социальную инклюзию и восстановление лиц с проблемами психического здоровья.
Но, переводя психически больных людей ближе к дому, помещая в родные стены, пожалуй, следовало бы подумать и над тем, как помочь семьям справляться в тех ситуациях, когда кто-то из их родных страдает от психических и поведенческих расстройств. Для этого тоже следует создавать соответствующие службы и писать обучающие программы. Иначе ряды пациентов с проблемами психического здоровья будут только расти.
Лидия Чебан