Спустя три года после назначения Виорел Морарь покинул кресло руководителя Антикоррупционной прокуратуры. Отставка произошла на фоне скандала, который развернулся вокруг анонимного письма, содержащего компрометирующую информацию на него и некоторых других лиц.
И если одни эксперты предполагают, что такой поворот событий может объясняться наличием ряда реальных фактов в опубликованном письме, то по мнению других, речь идет о нормальном поступке офицера – руководителя антикоррупционного ведомства, который, подав рапорт об отставке предоставил возможность своему руководству самому разобраться в данной ситуации и принять решение. Руководство Генпрокуратуры РМ оперативно отреагировало на рапорт Мораря и, по мнению ряда комментаторов, быстрый перевод Виорела Мораря на другую должность (правда, с большим понижением) в Генпрокуратуре может говорить о том, что, с одной стороны, серьезных претензий к нему нет, а с другой о том, что на этом месте нужен чиновник, который будет более лоялен и удобен для системы.
Чем известен прокурор Морарь
Информация о том, что глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь подал в отставку, появилась в СМИ в начале мая и была подтверждена пресс-службой Генпрокуратуры. Сам Морарь находится в отпуске и по сей день воздерживается от комментариев. Поэтому журналистам не удалось выяснить точно, что стало причиной такого поворота событий. Однако многие связывают это с тем, что накануне в СМИ появилась информация о возможной причастности Виорела Мораря к коррупционным схемам и рейдерским атакам.
На прошлой неделе генпрокурор Эдуард Харунжен подписал приказ об его освобождении от должности главы антикоррупционного учреждения. Этим же приказом Морарь был переведен на должность участкового прокурора при Генеральной прокуратуре. Исполнять обязанности главы Антикоррупционной прокуратуры будет заместитель руководителя Адриана Бецишор.
В прокурорской системе Виорел Морарь работает на разных должностях с 2002 г. Он выиграл конкурс и был назначен на должность главы Антикоррупционной прокуратуры на пятилетний срок в апреле 2016 г. На тот момент он был главой Управления уголовного преследования Генпрокуратуры и председателем квалификационной коллегии при Высшем совете прокуроров. В ходе конкурса Морарь опередил четверых коллег, получив самый высокий балл.
Ранее он уже исполнял обязанности главы Антикоррупционной прокуратуры, однако в январе 2013 г. был отстранен от должности. Это совпало с отставкой Валерия Зубко с поста генпрокурора, связанной с инцидентом на VIP-охоте в «Пэдуря домняскэ». У руля Генпрокуратуры временно оказался Андрей Пынтя, который обвинил Мораря в ряде нарушений и неудовлетворительной работе. Напомним, что впоследствии, в январе 2017 г., Пынтю приговорили к двум годам тюрьмы с отсрочкой за превышение служебных полномочий. Его признали виновным в незаконной передаче в Россию дела криминального авторитета Григория Карамалака, известного как Болгар.
На протяжении последних лет Виорел Морарь курировал целый ряд резонансных уголовных дел, включая громкие расследования с политическим подтекстом. В их числе и так называемое «дело Antifa», в котором шла речь о предотвращении насильственного захвата власти «организованной преступной группой», включающей активистов движения Antifa Rezist. Накануне парламентских выборов в ноябре 2014 г. Морарь на пресс-конференции заявил о запланированных после голосования атаках на Центризбирком, компанию «Телерадио-Молдова» и другие структуры.
Известно, что Морарь неоднократно приглашал в прокуратуру Игоря Додона, нынешнего президента РМ, когда он занимал пост председателя Партии социалистов. Додон имел процессуальный статус свидетеля по вышеупомянутому делу. Серия повесток была отправлена и оппозиционному лидеру Ренато Устаому, который подозревался в контрабандном ввозе в Молдову крупных денежных сумм. В период предвыборной кампании 2014 г. за несколько дней до голосования партия Усатого была снята с выборов именно из-за подозрений в финансовых нарушениях. Виорел Морарь курировал и расследование уголовного дела в отношении сына экс-президента страны, предпринимателя Олега Воронина, которому инкриминировали уклонение от уплаты налогов и отмывание денег в особо крупных размерах. Произошло это после того, как ПКРМ оказалась в оппозиции и с подачи анонимных источников СМИ распространили информацию о расходах бизнесмена со своей банковской карточки. Уголовное преследование затянулось на длительное время и не привело к какому-либо результату.
При этом наблюдатели, хорошо знакомые с прокурорской системой, отмечают, что Виорел Морарь является высокопрофессиональным юристом, хорошо понимает последствия принимаемых им решений и не всегда с воодушевлением воспринимает указания вышестоящего руководства, которые, по его мнению, входят в конфликт с действующим законодательством.
Как следует из декларации Виорела Мораря, в прошлом году его заработок составил 368,4 тыс. леев, то есть почти 31 тыс. леев в месяц. У семьи прокурора есть семь банковских счетов, на которых в общей сложности хранится порядка 341 тыс. леев в разных валютах. В 2014 г. Морарь получил два беспроцентных кредита на общую сумму около 30 тыс. евро, которые должен вернуть в течение 15 лет. Кроме того, он декларирует квартиру площадью 99 кв.м, полученную в 2014 г., а также два автомобиля Škoda Superb. Движимое имущество и недвижимость приобретены на основании договоров передачи права владения и пользования и оцениваются в декларации в ноль леев.
"Рейдерская атака" на Molinart Group
В конце апреля многим средствам массовой информации и дипломатическим представительствам было разослано анонимное письмо, в котором Виорела Мораря обвинили в причастности к вынесению благоприятных решений в пользу определенных лиц по нескольким уголовным делам. Хотя в нем упоминаются многие известные персоналии, больше всего претензий выдвигается именно в адрес высокопоставленного прокурора. Авторы послания называют его «нашим главным героем».
«Для многих молодых юристов Виорел Морарь является примером. Он сумел построить успешную карьеру, сесть за один стол со многими влиятельными людьми, как из Молдовы, так и из-за границы, а также сумел завязать полезные служебные «партнерства» с людьми, которые способствовали финансовому процветанию нынешнего главного прокурора по борьбе с коррупцией в Молдове»,- пишут авторы анонимного письма.
Как они утверждают, прокурор, будучи главой управления Генпрокуратуры, контролирующего работу МВД и Таможенной службы, лично способствовал урегулированию некоторых вопросов.В письме также приводятся детали рейдерской атаки на компанию Molinart Group, владельца торговой марки «ARTINOX», основанную в феврале 2010 г. бизнесменом Виорелом Варзарем совместно со своей женой Александрой Плэчинтэ. Особую роль в этой деятельности, как полагают авторы письма, сыграл главный антикоррупционный прокурор Виорел Морарь. По их словам, правду в этом деле никто не искал, хотя «правду можно было легко узнать через простой запрос молдавских прокуроров итальянской прокуратуре». Всему виной, утверждается в письме, стал коррупционный фактор.
Новые уголовные дела и проверки
После распространения этой информации Антикоррупционная прокуратура опубликовала пресс-релиз, в котором назвала случившееся попыткой «очернить имидж ведомства». Озвученные обвинения прокуроры считают вмешательством в акт правосудия и попыткой запугивания органа уголовного преследования. В ведомстве полагают, что авторы письма могут действовать в интересах лиц, в отношении которые ведется расследование Антикоррупционной прокуратурой.
Ведомство также обращает внимание, что приписываемые Морарю предполагаемые противоправные действия являются «заявлениями без каких-либо фактических оснований, но которые манипулятивным образом приводятся в контексте более старой информации, известной общественности». Антикоррупционная прокуратура призвала прессу «не становиться частью выяснения отношений между людьми, находящимися в конфликте с законом». Ведомство утверждает, что строго соблюдает положения закона и не допускает каких-либо вмешательств в расследование коррупционных действий.
Перед тем, как уйти в отпуск, Виорел Морарь направил письмо генеральному прокурору Эдуарду Харунжену с просьбой об инициировании проверки по этому вопросу. Кроме того, Национальному органу по неподкупности был отправлен запрос о подтверждении наличия или отсутствия нарушений правового режима конфликта интересов. Как сообщила журналистам прокурор Мария Виеру, в настоящее время идет проверка распространенной в публичном пространстве информации, о результатах которой Генпрокуратура проинформирует общественность.
В то же время эксперты не исключают появления новых уголовных дел после обнародования скандального письма. На прошлой неделе стало известно об аресте на 30-дневный срок владельца крупнейшей сети ресторанов в Молдове Андрея Транги по подозрению в шантаже. Как сообщил глава Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам Николай Китороагэ, помимо Транги в рамках этого дела были задержаны еще четыре человека из Молдовы. Все они фигурируют в деле о попытке захвата предприятия Molinart Grup.
В упомянутом выше письме известная молдавская сеть ресторанов упоминается в качестве успешного бизнеса, который стремительно развивался во время финансового кризиса 1999 г. и впоследствии, якобы, неоднократно менял своих покровителей на политическом Олимпе.
Впрочем, многие наблюдатели и ряд СМИ полагают, что в деле Транги много неясностей и в действительности все обстоит далеко не так, как излагают авторы упомянутого письма. Журналисты задаются вопросом – зачем человеку, у которого и так хорошо налаженный, процветающий бизнес, кого-то шантажировать? Он все создал с нуля, ценит себе подобных людей, ему всего хватает и чужого не надо, говорят хорошо знающие его бизнесмены, - Илан Шор, который сыграл ключевую роль в краже миллиарда, гуляет на свободе и занимается политикой, а человек, который много сделал для развития страны и все заработал собственным трудом – сидит под следствием. У многих возникает вопрос: не является ли это анонимное письмо и, соответственно, возбужденное дело прикрытием для того, чтобы шантажировать уже самого Андрея Трангу?
«Спецоперация по замене Мораря»?
Комментируя отставку Виорела Мораря с должности руководителя Антикоррупционной прокуратуры, многие эксперты обращают внимание на поспешность, с которой были предприняты кадровые перестановки. В Генпрокуратуре не дождались ни результатов внутреннего расследования, ни ответа от Национального органа по неподкупности, куда был направлен запрос. И если одни комментаторы предполагают, что быстрая отставка может объясняться наличием ряда реальных фактов в опубликованном письме, то по мнению других, этот случай использован для смены неудобного руководителя, отставка которого назрела давно.
Некоторые эксперты высказывают опасения, что на место Виорела Мораря может прийти чиновник, который будет более лоялен и удобен для системы. По мнению бывшего посла Молдовы в Совете Европы и ООН Алексея Тулбуре, то, что происходит сегодня в правоохранительном ведомстве, больше похоже на спецоперацию по замене Мораря на более лояльную персону. По его мнению, основания для отправления прокурора в отставку были давно. «Для меня очевидно, что это не борьба с коррупцией, а какие-то внутриклановые разборки, в которых оказался Морарь»,- отметил Тулбуре.
Политический комментатор Корнелиу Чуря проводит параллель между отставкой Виорела Мораря и случаем Александра Тэнасе, который в марте 2018 г. добровольно сложил с себя полномочия министра юстиции. Причиной послужил скандал, развернувшийся вокруг попавшего в публичное пространство телефонного разговора с Вячеславом Платоном о «краже века». Эксперт допускает, что Морарь последовал примеру Тэнасе и «предпочел отойти от учреждения, чтобы оно и дальше решало существующие проблемы, чтобы его имидж не пострадал».
С этой точки зрения он считает полезным уход прокурора с руководящей должности. По мнению Чури, общественности и правоохранительным органам следует серьезно отнестись к обвинениям, связанным с рейдерской атакой на одну из молдавских компаний, которые были озвучены в адрес Виорела Мораря. По его словам, адекватная и оперативная реакция может способствовать тому, что сложившаяся ситуация не окажет существенного влияния на имидж Антикоррупционной прокуратуры.
В то же время, как считают эксперты, отставка Мораря с должности главного антикоррупционного прокурора может повлечь и другие кадровые перестановки в правоохранительном ведомстве. Об этом, в частности, говорит представитель Центра юридических ресурсов Молдовы Ион Гузун. «Я думаю, что мы узнаем больше деталей в ближайшие дни. Должность главы Антикоррупционной прокуратуры, на мой взгляд, является одной из самых важных в прокуратуре и, соответственно, с комментариями должна выступить Генеральная прокуратура», - считает Гузун.
Ион Мунтяну