Траян Бэсеску, еще недавно жаждавший попасть в молдавский парламент, как-то неожиданно охладел к такой политической перспективе. «Многострадальные бессарабские румыны» теперь интересны ему только как ступенька в другой парламент – европейский.
Но вряд ли стоит расстраиваться по этому поводу. Зачем на нашем политическом поле нужен персонаж, который без стеснения призывает к ликвидации молдавской государственности и откровенно нарушает Конституцию нашей страны?
Передумал уходить
Недавно в Кишинёв приезжал румынский сенатор Траян Бэсеску – для проведения предвыборной кампании на выборах в Европейский парламент, которые состоятся 26 мая.
Напомним, год назад, в мае 2018 года, экс-президент Румынии неожиданно объявил о том, что собирается завершить свою политическую карьеру. Траян Бэсеску тогда сказал, что не будет баллотироваться в Европейский парламент на выборах 2019 года и после завершения мандата сенатора (то есть в 2020 году) собирается уйти из политики.
Реальность-2019: Траян Бэсеску идёт на выборы в Европарламент под №1 румынской Партии Народного движения (PMP), почётным председателем которой является. Выборы в законодательный орган Европейского союза проводятся каждые пять лет, следовательно, если Бэсеску пройдёт в Европарламент, его политическая карьера завершится не раньше 2024 года.
В настоящее время в Европейском парламенте 751 место. Но на выборах 23-26 мая будет избрано всего 705 депутатов: 27 из 73 мест Великобритании, выходящей из ЕС, были перераспределены между другими странами, а оставшиеся 46 мандатов сохранены для будущих расширений блока. Румынии из 705 депутатских кресел на этот раз достанется 33 мандата – плюс один из-за Brexit-а. К примеру, Германию будут представлять 96 депутатов, а Францию - 79.
На 33 “румынских” мандата сейчас претендуют 23 партии и 7 независимых кандидатов. Опросы общественного мнения дают партии Траяна Бэсеску непроходные баллы: согласно мартовскому опросу INSCOP, проведённому по заказу Фонда Конрада Аденауэра, из 58,5% опрошенных граждан, готовых идти на общеевропейские выборы, только 4,4% собираются голосовать за Партию Народного движения, а выборный порог в Румынии составляет 5%. Подавляющее большинство мест на выборах в Европейский парламент, скорее всего, возьмут правящая Социал-демократическая и оппозиционная Национал-либеральная партии, которые по опросам идут ноздря в ноздрю – 26,9% и 26,3% соответственно.
Тем не менее, в PMP надеются на “сознательность” электората, в том числе молдавского. Как заявил Траян Бэсеску, неделю назад представляя в Кишинёве предвыборную программу своей Партии Народного движения, “я хочу, чтобы миллион румынских граждан в Молдове, которые также являются гражданами Европы и частью европейской семьи, проголосовали с полным сознанием, что значит Европейский союз”.
Откуда взялась цифра в миллион – не совсем понятно. Как непонятно и то, пребывает ли сам Бэсеску в иллюзиях относительно желающих отдать за него свои голоса, или пытается внушить эту иллюзию жителям Молдовы. И большой вопрос - захотят ли молдаване с румынскими паспортами, чтобы на их плечах бывший президент Румынии вошел в Европарламент. Будет ли он там продвигать их интересы или в очередной раз поменяет свою тактику?
Две “унири” Траяна Бэсеску
Еще недавно Траян Бэсеску планировал метеором ворваться в молдавскую политику, объединить вокруг себя прорумынский электорат и молдавские унионистские партии, с наскока войти в парламент РМ, после чего в Молдове должна была сформироваться “критическая масса” для объединения с Румынией. Сейчас же Республика Молдова интересует Бэсеску исключительно в контексте европейских выборов 23-26 мая.
На выборы в Европарламент его Партия Народного движения идёт под традиционным знаменем “унири”. Предвыборный слоган PMP так и звучит - “Uniti in Europa”. Однако для разных слоёв электората униря подаётся PMP по-разному. Для молдавских обладателей румынских паспортов это та самая “униря”, под которой подразумевается уничтожение молдавской государственности.
Так, недавно Траян Бэсеску заявил, что для объединения Молдовы и Румынии имеется “естественный путь” в виде Хельсинкских соглашений 1975 года: по его словам, достаточно, чтобы за “унирю” проголосовали парламенты двух стран. “Я говорю об естественном пути, который может быть достигнут на основе положений Хельсинкского Заключительного акта 1975 года, когда они проголосуют за воссоединение страны. Я не вижу здесь ничего плохого. Так же, как и немцы. Они проголосовали за объединение в двух парламентах. Республика Молдова в 1918 году объединилась с Румынией тоже через большинство голосов в парламенте, а не через референдум. Но если вы думаете о каком-то референдуме в Румынии, я не против”, - заявил Траян Бэсеску в конце марта на пресс-конференции в Тыргу-Муреше.
В случае избрания в Европарламент экс-президент Румынии со своей PMP обязуется всеми силами продвигать процесс объединения Молдовы и Румынии в Брюсселе и Страсбурге (Европейский парламент попеременно заседает в обоих этих городах). “Наш проект “Uniti in Europa” означает в том числе Румынию до Днестра. Мы хотим продвигать эту идею и дальше”, - заявил на презентации в Кишинёве исполнительный председатель Партии Народного движения Еуджен Томак.
Румынским же избирателям, которых, в принципе, интересуют совершенно другие вопросы, чем “румын из-за Прута”, PMP предлагает более глобальную “унирю”.
Как отметил Траян Бэсеску, нынешние выборы в Европейский парламент проходят в решающий для Европейского союза момент: если избиратели 27 стран ЕС проголосуют за проевропейские партии, Европа пойдёт дальше, если же победу на выборах одержат “популистские националистические партии - Европа рискует подойти к развалу”.
Проблем единой Европе, по словам экс-президента Румынии, добавляет и то, что в мировой геополитической игре Евросоюз больше не играет первую скрипку и не входит в число “глобальных силовых полюсов”. Три центра силы сегодня - это США, Китай и Россия: три военных супердержавы, две (США и Китай) – экономических и одна (Россия) – энергетическая сверхдержава.
“Если мы не консолидируем европейское пространство, Евросоюзу придётся столкнуться со всеми вызовами, что несёт с собой глобализация, но в то же время не участвовать в принятии решений. Ни Германия, ни Румыния, ни Мальта не смогут справиться с процессом глобализации в одиночку. Только консолидированная Европа может войти в колоду основных игроков данного процесса, участвовать в принятии решений и, тем самым, гарантировать процветание 500 млн гражданам Европы. Единственное решение для укрепления ЕС – это повышение сплоченности. На сегодняшний день не существует более безопасной формулы для жителей европейского континента, чем существование Европейского союза как международной структуры. Это должно сопровождаться верой народов”, - заявил Траян Бэсеску.
Поэтому предвыборный слоган Партии Народного движения “Uniti in Europa” подразумевает не столько продвижение в европейских структурах идеи вхождения Республики Молдова в Евросоюз через объединение с Румынией (всё равно, как сказал Траян Бэсеску в минувшее воскресенье, РМ не будет приглашена в ближайшие 50 лет для присоединения к ЕС), сколько борьбу с набирающими популярность в целом ряде стран Евросоюза евроскептиками и их претензиями на большее, чем совещательный голос в системе законодательной власти ЕС, а также предотвращение таких сценариев как “меньше Евросоюза” или “Европа разных скоростей”.
“Единая Европа означает равные условия для всех граждан Европейского Союза. Концепция, которую Партия Народного движения будет продвигать в предвыборной кампании – это Соединенные Штаты Европы по модели США”, - заявил в марте исполнительный председатель PMP Еуджен Томак.
С евроскептиками в силу своих возможностей партия Траяна Бэсеску тоже планомерно борется, потому что “в настоящее время как для Румынии, так и для Европы самая большая опасность исходит от популизма некоторых лидеров, которые пропагандируют антиевропейский дискурс”. Так, пару недель назад Партия Народного движения полностью поддержала решение о временном исключении венгерской правящей партии ФИДЕС из Европейской народной партии (ЕНП).
“По моему мнению, правящий в Венгрии ФИДЕС серьезно нарушает Лиссабонский договор, договор о Европейском союзе, не уважая то, что было подписано при вступлении. Тогда Венгрия согласилась и с общими компетенциями, в которых приоритетен ЕС, и с исключительными компетенциями, и с правосудием, свободной прессой, со всем этим. Таким образом, на мой взгляд, терпеть в ЕНП такое поведение одной из правящих партий – это ошибка”, - заявил Траян Бэсеску в марте, когда PMP определяла свою позицию в голосовании по ФИДЕС.
Советы от Бэсеску и “местечковая” униря
О том, что жители нашей республики все меньше интересуются унионистскими идеями можно судить хотя бы по тому, как прошел последний визит экс-премьера Румынии в нашу столицу. Если раньше довольно большая часть СМИ подавала это как значительное событие, а встречи с Бэсеску собирали полные залы, то теперь все прошло скромно и практически незаметно, без помпы и ажиотажа
Интерес вызывали разве что его высказывания, касающиеся втуримолдавских дел. Так, когда Траяна Бэсеску попросили прокомментировать нынешнюю политическую ситуацию в Молдове и высказать своё мнение о том, как должен поступить блок ACUM в сложившейся ситуации, то его позиция оказалась для многих неожиданной. Траян Бэсеску посоветовал ACUM создать коалицию с Партией социалистов. По его словам, единственно правильным выходом из создавшейся в Молдове ситуации является перевод в ряды оппозиции правящей Демократической партии – “тем самым, олигархическая верхушка будет отлучена от власти”.
Ну а дальше… “Те 7-8 партий в Молдове, которые утверждают, что являются унионистскими, должны объединиться в одну партию. Очень важно, чтобы унионисты и блок “ACUM” победили на следующих парламентских выборах”, - заявил Траян Бэсеску в интервью Europa Libera сразу же после голосования 24 февраля.
Ещё до парламентских выборов в РМ бывший президент Румынии и почётный председатель молдавской унионистской Партии национального единства (ПНЕ) призвал молдавских унионистов объединиться перед всеобщими местными выборами.
16 декабря прошлого года на совместном заседании в Кишинёве руководства двух унионистских политформирований – Партии национального единства и Либерал-реформаторской партии – присутствовавший на встрече Траян Бэсеску заявил, что до всеобщих местных выборов в Молдове, которые пройдут летом 2019 года, необходимо объединить унионистские партии РМ, “чтобы мы могли использовать голоса 30% унионистски настроенных граждан как для выборов в местные советы, так и для выборов примаров”. Тогда же Бэсеску написал на своей странице в Фейсбуке, что унионистские формирования Молдовы должны активизировать кампанию по разъяснению населению республики идеи, что единственным решением, гарантирующим безопасность страны и перспективу лучшей жизни “для румын с левого берега Прута”, является объединение Молдовы с Румынией. “В среднесрочной перспективе сторонники объединения с Румынией должны стать большинством”, - указал Бэсеску.
И вот, пользуясь тем, что, несмотря на свою явную антиконституционность и антигосударственность, унионистские партии в Республике Молдова пока не запрещены, в начале апреля нынешнего года предвыборная “униря” унионистских формирований перед местными выборами состоялась. О создании избирательного блока Unirea, который будет участвовать в предстоящих местных выборах, а также (в случае их проведения) – досрочных парламентских выборах, объявили шесть формирования унионистского толка (Национал-либеральная партия Виталии Павличенко, Либерал-реформаторская партия, партия “Демократия дома”, а также организации “Unirea-ODIP”, “Tinerii Moldovei” и Блок национального единства). О том, что не все приглашённые войти в блок “Unirea” ответили согласием, представители унионистских формирований подтвердили и на пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу, 19 апреля. И партия экс-президента Румынии, несмотря на призывы Траяна Бэсеску, не только не стала флагманом объединительного процесса, но и пока вообще не вошла в состав блока Unirea, хотя приглашение к переговорам ей было направлено.
“Я думаю, что тут больше была инициатива молодёжных унионистских организаций, которые имеют в Румынии определённую поддержку на неофициальном уровне. В последнее время именно эти организации, а не политические партии, выступающие за объединение, придают динамику унионистскому движению. Видимо, они решили, что пора активизировать усилия, чтобы хоть чего-нибудь добиться. Что же касается Траяна Бэсеску, то мне кажется, что сейчас он не очень заинтересован в политической действительности в Молдове: он не у дел, он так и не стал важной фигурой унионистских сил, да и на данный момент его интересуют совершенно другие вопросы”, - считает политический аналитик Корнелиу Чуря.
Не до них
Впрочем, как считают политические эксперты, даже если состоится широкая коалиция унионистских формирований, вряд ли их единый блок сможет что-то предложить своим избирателям.
“К унионистам очень много вопросов, - говорит политический аналитик Игорь Боцан. - Перед парламентскими выборами они тоже пытались объединиться, но ничего из этого не вышло. Унионистские партии были очень недовольны тем, что Траян Бэсеску решил поддержать блок “ACUM”, который остался невосприимчив к предложению унионистов выступить единым блоком.
Кроме того, что унионисты на данном этапе могут предложить избирателям? Объединение Молдовы с Румынией? Каким образом?Траян Бэсеску (а до него об этом говорил Михай Гимпу) утверждает, что к Молдове и Румынии может быть применена германская модель объединения. Я считаю, что не может: у ГДР и ФРГ тогда были совершенно другие внутренние и внешние стартовые условия. Германская модель завязана на революции круглых столов. Как вспоминал Горбачёв, ГДР превратилась в бушующее море многотысячных демонстраций, и руководство СССР должно было решить: ввести войска или возглавить процесс объединения. Горбачёв остановился на втором варианте. Был подписан “Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии”, или “договор 2+4”, который подписали ГДР, ФРГ, Франция, СССР, Великобритания и США.
Уже по тому, кто подписался под этим документом, понятно, что это связано со Второй мировой войной и её отголосками: “Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии” отменил остатки оккупационного статуса ФРГ и права держав-победительниц на её территории, оставив ряд ограничений. Никаких подобных условий для объединения Молдовы с Румынией нет…
Политолог Виорел Чиботару тоже считает, что унионистам нечего предложить электорату, поэтому избиратели, вряд ли пойдут толпой за блоком “Unirea”.
“Любые попытки создать какой-то блок или политическую партию, которая бы имела эксклюзивную цель объединения Молдовы с Румынией без какого-то аргументированного и продуманного поэтапного плана действий – бесперспективны, - считает Виорел Чиботару. –А выступать с эксклюзивом идеи унири сегодня вообще нет смысла – это не найдёт понимания у электората, даже у самых рьяных унионистов. Потому что идея объединения любой ценой сегодня, а желательно ещё вчера, не резонирует с тем, чем живёт сегодня общество – проблемы с коррупцией, с избирательным правосудием, свободной СМИ, неясные перспективы модернизации.
На парламентских выборах большинство избирателей, считающих себя унионистами, голосовали за блок “ACUM”, и очень мало, кто голосовал за унионистские партии. Нельзя сказать, что за пару месяцев после выборов произошли какие-то тектонические сдвиги в политических пристрастиях электората. Поэтому я не думаю, что с появлением отдельного унионистского блока или даже единой унионистской партии на местных или досрочных парламентских выборах они смогут оттянуть электорат у блока “ACUM”. Сегодня на политической повестке стоят совершенно другие вопросы, чем вопрос объединения с Румынией”, - отмечает Виорел Чиботару.
Предвыборная статистика тоже не свидетельствует в пользу унионистов. Если на парламентских выборах 2014 года все унионистские партии и кандидаты в совокупности набрали 16-17% голосов избирателей, из которых 9,67% - голоса, полученные Либеральной партией, то на нынешних парламентских выборах в национальном избирательном округе унионисты не дотянули даже до 3% (самый высокий показатель опять был у ЛП – 1,25%). Так что очередной план, предложенный Траяном Бэсеску “унионисты объединяются в одну партию и вместе с блоком ACUM побеждают на следующих парламентских выборах” выглядит достаточно утопично.
Тем более, что (как и следовало ожидать) у некоторых унионистских лидеров уже взыграла политическая ревность. На днях появилась информация, что Либеральная партия сейчас работает над концепцией объединения унионистских партий “таким образом, чтобы она была основой, здоровым и сильным фундаментом для формирования широкого унионистского течения в обществе”. Так что о создании одной крупной унионистской партии не может идти и речи. Как сказал один из политологов, нет ничего более постоянного в молдавской политике, чем попытки унионистов объединиться. Константой, также, является и бесперспективность унионистских идей в Республике Молдова.
Таким образом, все больше становится очевидно, что сколько бы ни пытались объединиться те, кто продвигает идею унири, попытки эти обречены на провал. Наших граждан действительно все больше интересуют вопросы – как поднять собственную страну, как возродить экономику, как остановить отток населения, как сделать благополучными наши города и села, а сторонники разрушения Молдовы со своими идеями выглядят все более чужими и странными. Не до них.
Ксения Флоря