В новый парламент, по предварительным данным ЦИК, прошли три партии и блок, но никто не получил необходимого большинства в 51 из 101 мандатов для формирования правительства. И это не добавило стабильности стране, которую политики опасно раскололи пополам геополитическими пристрастиями.
Победителем гонки, как и предсказывали социологи, стала Партия социалистов. Она поддерживает всенародно избранного президента Игоря Додона и выступает за восстановление сотрудничества с Россией, сбалансированное взаимодействие с Востоком и Западом. Однако увеличив свое представительство в парламенте с 24 до 35 депутатов, социалисты рискуют остаться в оппозиции.
Что, по сути, консервирует продолжающееся уже два года противостояние между главой государства и правящей Демократической партией, сделавшей ставку на усиление влияния ЕС и США, сближение с НАТО.
Темные лошадки олигарха
Демократы, лидером которых является местный олигарх Владимир Плахотнюк, пришли к финишу вторыми с 30 мандатами. Это больше, чем на прежних выборах, в 2014 году, когда у них было 19 депутатов и потребовалось целых два года и немало усилий, чтобы переманить 35 коллег из других фракций для формирования своего кабинета. Такая перекройка власти нередко происходила без соблюдения законов и элементарных правил приличия.
Чтобы в этой ситуации сохранить власть, правящая партия ввела смешанную систему, которую поддержали и социалисты, объяснив это тем, что такая реформа была заложена в их программу. По ней 50 депутатов в новый парламент избрали, как прежде, на основе партийных списков, а 51 — в одномандатных мажоритарных округах. Среди них, как утверждают эксперты, теперь оказалось немало темных лошадок Плахотнюка. Здесь шутят, что, как в известной криминальной саге, он вскоре сделает им предложение, от которого "они не смогут отказаться".
К таким местные эксперты причисляют семь депутатов от популистской партии "Шор", прохождение в парламент которой стало главным сюрпризом выборов. Ее руководитель — бизнесмен и мэр города Оргеев Илан Шор, приговоренный в 2016 году судом первой инстанции к семи годам тюрьмы по делу о хищении 1 млрд евро из молдавских банков. Выпутаться из громкого скандала, приведшего к массовым протестам и падению двух правительств, ему помогла явка с повинной. В ней он рассказал о многомиллионных взятках, которые давал конкуренту Плахотнюка в борьбе за власть, бывшему премьеру Владимиру Филату. После чего тот оказался в тюрьме, а Шор уже третий год пребывает под судебным контролем до окончательного приговора. Что не помешало ему учредить партию и включиться в выборы, жестко критикуя противников власти как справа, так и слева.
Злые языки утверждают, что потенциальные перебежчики есть даже среди его самых рьяных противников из проевропейского избирательного блока Acum ("Сейчас"), получившего 26 мест в парламенте. В него входят партии "Платформа "Достоинство и правда" и Партия действия и солидарности, лидеры которых Андрей Нэстасе и Майя Санду, несмотря на идейную близость, жестко критикуют лидера демократов.
В списке обвинений — коррупция, узурпация власти, контроль основных финансовых потоков в стране, силовых структур, судей, местных властей и крупнейшего в стране медиахолдинга, что, по их мнению, обеспечило правящей партии мощный административный ресурс.
Надо сказать, что обвинения в адрес партии власти звучали и со стороны ЕС, который в октябре прошлого года даже решил приостановить финансирование правительства в Кишиневе. И из Москвы, где в 2017 году Следственный комитет заочно обвинил лидера демократов в организации убийства. А за два дня до выборов МВД России выступило с заявлением, что Плахотнюк и отбывающий срок в молдавской тюрьме банкир Вячеслав Платон причастны к организации незаконного вывода из России в 2013–2014 годах более чем 37 млрд рублей. В Кишиневе эти обвинения отвергают, но осадочек остался — согласно тем же опросам, Плахотнюк долго входил в число молдавских политиков с высоким антирейтингом.
"Атака сепаратистов"
Тема влияния админресурса на молдавскую политику оказалась в центре внимания и на нынешних выборах, которые сопровождались необычно активной явкой избирателей из непризнанного Приднестровья. Местные телеканалы, социальные сети в день голосования публиковали множество видеосюжетов, на которых людей организованно подвозили на автобусах на правый берег Днестра, где для них открыли 47 участков. Демонстрировались длинные очереди, давки, нередко люди прорывались к урнам штурмом.
Лидеры Acum, показавшие эти кадры на пресс-конференции, объяснили ажиотаж банальным подкупом. "Были подтасовки.
Мы наблюдали, как организованно привозились избиратели из Приднестровья, которым платили в пользу определенных кандидатов от режима. Это исказило результаты", — заявила Санду. По ее словам, некие организаторы платили по 20 евро за каждый голос, многие неплохо заработали, умудрившись проголосовать сразу на нескольких участках. Лидеры оппозиции призвали наблюдателей ОБСЕ и Совета Европы обратить внимание на эти "карусели", а также другие нарушения.
Со своей стороны, Додон возложил ответственность за эти безобразия на приднестровский холдинг "Шериф", который, по его словам, контролирует как экономику, так и правящую партию "Обновление", органы власти в Приднестровье. "Я понял, что "Шериф" дал указания, чтобы приднестровцы голосовали за демократов, которые проводят антироссийский курс", — сказал президент, который поддерживая тесные отношения с Москвой, настаивает на возобновлении переговоров о возвращении Приднестровья в состав Молдавии. Те, кто контролирует власть в Тирасполе, в этом не заинтересованы и решили подыграть политическим силам на правом берегу, делающим такое объединение немыслимым, считает Додон. Он также обратил внимание наблюдателей на эти и другие нарушения.
Примечательно, что представители молдавского правительства, которые неустанно пугают мир "российской гибридной угрозой" из Приднестровья и даже неоднократно ставили этот вопрос в ООН и других международных организациях, на такое "вмешательство сепаратистов" в выборы не отреагировали. Словно воды в рот набрали. Разве что сторонники объединения с Румынией, партии которых на этот раз в парламент не попали, дежурно объяснили свою неудачу "вмешательством пророссийских сил" с левого берега Днестра.
"Такое молчание молдавской власти красноречиво говорит о том, кто был бенефициаром ситуации. Также выяснилось, что приднестровская администрация вполне способна сотрудничать с молдавской властью, которая открыто конфликтует с Россией. То есть идти против воли Москвы", — заметил по этому поводу политолог, бывший заместитель главы МИД Молдавии Андрей Попов.
В Тирасполе причастность к молдавским выборам отвергли. "У Приднестровья свой парламент, в выборах в соседней Молдавии мы не участвуем, избирательные участки на своей территории не открывали", — сказала вице-спикер парламента Галина Антюфеева. Но добавила, что здесь "с уважением отнеслись к просьбам молдавского руководства не мешать участвовать в выборах приднестровцам, которые получили молдавские паспорта". Таких насчитывается около 220 тыс. Всего в ЦИК в ходе голосования поступили 18 жалоб на эти и другие нарушения от участников гонки. Наблюдатели от миссии ОБСЕ, отметив в своем вердикте "случаи перевоза большого числа людей из Приднестровья и обвинения в их подкупе", пришли к выводу, что выборы прошли "в свободной, демократической обстановке". А ее глава, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгий Церетели, призвал "депутатов, и представителей власти сесть за стол переговоров и думать не о противостоянии, а поиске общего языка. Этой стране нужно развитие, лучшая экономика, мир, и для этого необходимо согласие среди политических сил", — отметил он на итоговой пресс-конференции.
Волк, коза и капуста
Первым о готовности к переговорам о коалиции заявил Плахотнюк. "Несмотря на разные доктрины, которые имеют политики, мы должны сосредоточиться на главной цели — делать жизнь людей лучше. Нет политиков, с которыми мы не хотели бы говорить, нет тем, которые мы не готовы обсуждать", — сказал он. "Демократы вместе с аффилированными депутатами Шора и тремя независимыми, по сути, получили вместе 40 мест. Но этого недостаточно для формирования правительства", — считает бывший депутат, политолог Зураб Тодуа. По его словам, потенциальных участников будущей коалиции пугает альянс с Плахотнюком.
"Те, кто соблазнился на это в прошлом, оказались или в тюрьме, или на свалке истории. Печальная участь постигла либерал-демократов, либералов, коммунистов и прочие партии, управлявшие страной. Тех, кто сейчас пойдет на сотрудничество с олигархом, он обведет вокруг пальца, а скальпы присовокупит к своей богатой коллекции. Между тем абсолютно очевидно, что если социалисты и блок Acum действительно намерены выполнять свои предвыборные обещания покончить с беззакониями, которые творились в стране, и не утратили чувство самосохранения, то они могут вести переговоры только о создании временной коалиции друг с другом с целью отстранения Плахотнюка от власти", — считает Тодуа.
Со своей стороны, представители США не скрывают, что заинтересованы в воссоздании после выборов проевропейской коалиции между демократами и Acum, о чем открыто заявил, покидая свой пост в конце прошлого года, посол США в Кишиневе Джеймс Петит. Однако Санду и Нэстасе, которые все эти годы жестко критиковали олигарха, заявили, что никогда не пойдут на союз ни с демократами, ни с идейными противниками — социалистами. С заявлениями о невозможности коалиций с властью и правыми неоднократно говорили и социалисты.
В столь непростой ситуации создание правящего большинства и правительства схоже с известной головоломкой про переправу через реку волка, козы и капусты. И наиболее вероятным исходом могут быть досрочные парламентские выборы, о чем уже заявил президент.
"Я приглашу для консультаций лидеров вошедших в парламент партий после объявления окончательных итогов голосования и их утверждения", — пояснил Додон на брифинге после выборов. И не исключил, что "если партии не смогут договориться о формировании правительства, то парламент будет распущен и назначены досрочные выборы". По закону, партиям на это отводится 45 дней, и если они не уложатся в этот срок, глава государства получает право распустить парламент.
Правда, есть еще один, более мягкий вариант, который, по мнению экспертов, позволит сохранить лицо всем участвующим в формировании власти. После неминуемого, как они считают, провала переговоров как с социалистами, так и с Acum демократы предложат формирование миноритарной коалиции и технического кабинета, в состав которого войдут не принимавшие участия в предвыборных баталиях нейтральные специалисты. За которых смогут без особого ущерба для своей репутации проголосовать и несколько депутатов от оппозиции.
А пока политологи гадают, какой будет формула будущей власти, припоминая, что у молдавских политиков плохой опыт коалиционного правления. В 90-е годы такие союзы создавались не раз, но неизменно разваливались. Последний такой период начался в апреле 2009 года. Тогда сторонники проевропейских партий, недовольные очередной победой на выборах правивших почти девять лет коммунистов, разгромили и подожгли парламент.
К власти пришла коалиция, которая, заручившись поддержкой Вашингтона и Брюсселя, пообещала сытую жизнь после скорого вступления в ЕС. Вскоре выяснилось, что Молдавию там не ждут, а правление новой власти обернулось серией политических потрясений и коррупционных скандалов, падением уровня жизни.
"Наша многонациональная страна, уже разделенная приднестровским конфликтом, оказалась на геополитическом изломе. Но она слишком мала для игр между Западом и Востоком, дружбы с кем-то, против кого-то. Нам как никогда нужна стабильность, чтобы преодолеть затяжной кризис, из-за которого ее покинула почти треть населения", — заметил в беседе со мной политолог, профессор Виктор Боршевич. По его мнению, с мечтой о такой стабильности шли к урнам избиратели, несмотря на разные политические предпочтения. "Хотелось, чтобы их чаяния услышали политики. И поняли, что еще одного такого нестабильного периода Молдавия просто не переживет".