Несмотря на то, что договор о концессии Кишиневского аэропорта был направлен на развитие инфраструктуры аэропорта и качество предоставляемых услуг, аудиторская миссия Счетной палаты констатировала упущения и несоответствия.
Отчет был заслушан вчера, 3 марта, на заседании парламентской Комиссии по контролю за публичными финансами, передает ipn.md
Согласно контракту, концессионер должен был инвестировать не менее 244,2 млн. евро, поэтапно, в зависимости от увеличения пассажирского потока, обслуживаемого аэропортом. С декабря 2017 года должен был начаться второй этап модернизации аэропорта. Это предусматривало осуществление инвестиций в сумме 115,5 млн. евро. Строительные работы нового терминала должны были начаться до 31 декабря 2018 года и закончиться до 31 декабря 2022 года.
Счетная палата отмечает, что до августа 2019 года Агентство по техническому надзору не осуществило у концессионера ООО „Avia-Invest” контроль объемов и стоимости выполненных строительных работ, хотя оно является единственным государственным учреждением, уполномоченным этим правом. Только в сентябре 2019 года мониторинговая комиссия, на основе письма Агентства публичной собственности потребовала от Агентства по техническому надзору провести проверки инвестиционных работ, выполненных „Avia-Invest” до конца 2018 года.
Аудиторская миссия показывает, что мониторинг реализации договора государственно-частного партнерства был формальным, основывался только на данных, предоставленных частным партнером. После передачи в концессию активов Государственного предприятия Кишиневский международный аэропорт, Агентство публичной собственности не удостоверилось, что концессионер располагает необходимыми средствами для продолжения своей деятельности.
Глава аудиторской миссии Серджиу Штирбу заявил, что из общей суммы инвестиций в долгосрочные активы – 1210,06 млн. леев, осуществленных в период с ноября 2013 года по август 2019 года, зарегистрированных в бухгалтерских книгах „Avia-Invest”, 22,1 млн. леев являются капитализированными процентными ставками по кредитам, займам и финансовому лизингу. Аудиторская группа считает, что присвоение и принятие в инвестиционной сумме процентов нецелесообразно, учитывая тот факт, что в тот же период были предоставлены кредиты третьим лицам с благоприятными или беспроцентными условиями.
По его словам, концессионный контракт не предусматривал курс, по которому будут конвертированы в евро суммы инвестиций, осуществляемых в леях, чтобы сравнить их с показателями, установленными в концессионном договоре. Таким образом, стоимость инвестиций в евро была запрошена АПС от концессионера, без того, чтобы комиссия, которая следит за выполнением концессионного договора, удостоверилась, по какому курсу была произведена конверсия.
Серджиу Штирбу добавил, что из-за отсутствия явных положений в концессионном договоре, выявлена невозможность определения стоимости, которая должна быть возвращена государству за счет активов, переданных в концессию по истечении срока действия договора или его расторжения.
Операции и менеджмент Кишиневского международного аэропорта перешли к „Avia-Invest” в ноябре 2013 года на основе государственно-частного партнерства на 49 лет.