«Трампизация» Запада делает либеральную власть в Кишиневе никому не нужной: Что будет с ПАС и ее президентом после румынских афтершоков, энергетической дыры и прочих коллизий
Еще несколько месяцев назад правящую в Молдове либеральную администрацию президента Санду и ее партию представляли «флагманом евроинтеграции» и «чемпионом реформ»Еще несколько месяцев назад правящую в Молдове либеральную администрацию президента Майи Санду и ее Партии действия и солидарности (PAS) представляли «флагманом евроинтеграции» и «чемпионом реформ», не уставали нахваливать на всяческих международных форумах, обещали светлое будущее в прекрасном Европейском Союзе. Но окружающий мир меняется так быстро, а кишиневская администрация настолько застыла в своих идеологических и пропагандистских клише, что на глазах превращается в аутсайдера исторических перемен.
Не будем сейчас говорить о новом мировом большинстве, которое объединяет бóльшую часть человечества, представляет бóльшую часть глобальной экономики, и создает новый многополярный мир, разрушая монополию Запада на единоличное право управлять этим миром. Посмотрим, что происходит с самим Западом, в частности, с его европейской составляющей. Поскольку власти Молдовы представляют себя в роли претендентов на членство именно в этом некогда элитном клубе, его быстрая трансформация оказывает прямое влияние и на Молдову, и на то, кто и как ею управляет.
Американское землетрясение
Отдельные признаки сопротивления либерал-глобалистам в Европе проявлялись и ранее, но это считалось отклонением от нормы. Фронда против установленного порядка, которая возникала то во Франции, то в Венгрии, то в Словакии, то еще где-нибудь, игнорировалась или подавлялась. Но процессы, происходящие в последнее время, приводят к тому, что мейнстримом становится уже то, что еще вчера считалось отклонением.
Самое сильное политическое землетрясение произошло в США, где антисистемный кандидат в президенты Дональд Трамп победил на выборах, несмотря на беспрецедентную травлю со стороны правящей либеральной элиты. Толчки от американского эпицентра стали расходиться по всему миру.
Еще до выборов в США сбой либеральной матрицы произошел в Молдове. Майя Санду, кандидат в президенты, выступавший в роли местной Камалы Харрис и Урсулы фон дер Ляйен, проиграла выборы на территории собственно Молдовы. Она смогла удержаться в своем кресле лишь благодаря сомнительным манипуляциям с голосованием на избирательных участках за рубежом. В самой Молдове
большинство избирателей сказали «нет» и вынесенному на референдум предложению включить в Конституцию пункт о «необратимости евроинтеграции».
Уже после Молдовы и Америки случилась Грузия, где парламентские выборы выиграла партия «Грузинская мечта», объявившая своими приоритетами национальные интересы собственной страны, отказавшаяся присоединяться к антироссийским санкциям Запада, принявшая законы об иноагентах и о запрете пропаганды ЛГБТ.
При том, что Грузия, как и Молдова, тоже кандидат в члены ЕС, а в ее Конституции давно записана цель вступить не только в ЕС, но и в НАТО, в Брюсселе объявили о замораживании отношений с властями этой бывшей советской республики. В ответ в Тбилиси заявили о приостановке переговоров о присоединении к ЕС до 2028 года и об отказе от получения каких-либо денег от ЕС.
Еще месяца три назад подобные действия властей Грузии были бы восприняты, как анекдот: да кто вы вообще такие, чтобы так себя вести? Разве вообще возможно, чтобы кто-то отказывался от переговоров о членстве в ЕС? Но власти Грузии заявили, что и сами переговоры, и деньги ЕС используются для политического шантажа и навязывания условий, с которыми в Тбилиси не согласны. Это была неслыханная дерзость, когда какой-то кандидат в члены ЕС вместо того, чтобы делать бесконечные «ку!» и за все благодарить, развернул стол и объявил, что дальше не Брюссель будет вести переговоры с Тбилиси, а наоборот, Грузия будет вести переговоры с ЕС – когда сочтет это нужным для себя.
На действия грузинского руководства Запад ответил традиционной поддержкой антиправительственных протестов в Тбилиси, но запустить в Грузии римейк украинского «майдана» не удалось.
Румынские афтершоки
Вслед за Грузией рвануло в Румынии. Это уже не какой-то кандидат в члены ЕС где-то в бывшем СССР, а полноценный член и ЕС, и НАТО.
В Европе никак не могут оправиться от шокирующих результатов первого тура выборов президента Румынии, по итогам которого в лидеры вышел мало кому известный антисистемный кандидат Кэлин Джорджеску. Его тут же стали называть румынским националистом, критиком НАТО и транснациональных корпораций, религиозным фундаменталистом и пацифистом, обещающим прекратить поддержку Украины, «фашистом» и «масоном». Для того, чтобы не дать ему выиграть во втором туре, наспех слепили широкую коалицию из евроатлантических сил, которые еще вчера готовы были перегрызть друг другу глотку.
В самой Румынии называют три причины успеха Джорджеску: месть избирателей опостылевшим системным партиям и их лидерам, погрязшим в коррупции, бесконечных интригах и взаимных препирательствах, забывших об интересах страны; фактор Трампа – румыны тоже попробовали поддержать несистемного кандидата, и у них тоже получилось; общий подъем антилиберальной волны на Западе.
Последний фактор стал причиной политической нестабильности и во Франции – второй после Германии экономике ЕС, во многом влияющей на общее положение дел в еврозоне. Вотум недоверия правительству вызвал второй, после досрочных парламентских выборов, политический кризис во Франции за последние полгода, и перспектив стабилизации не просматривается. Все может закончиться отставкой Эммануэля Макрона и досрочными президентскими выборами.
Успех антилиберальных сил предсказывают и Германии, где в следующем году должны состояться очередные парламентские выборы. Экономика этой страны, которую когда-то называли локомотивом ЕС, стагнирует. Дело дошло до немыслимого – закрытия заводов «Фольксваген».
В своем недавнем докладе о перспективах экономики ЕС бывший глава Европейского центрального банка и бывший премьер-министр Италии Марио Драги отметил, что ЕС необходимы дополнительные инвестиции в размере 800 миллиардов евро в год, чтобы не отставать от США и Китая. Но этих денег у ЕС нет. Напротив, это США при Трампе собираются сделать Европу своим донором и выкачивать из нее сотни миллиардов долларов через профицит в торговле, перенос производств, инвестиции и просто бегство капитала за океан.
В ЕС и НАТО с опасением ожидают, что Трамп «бросит Европу», отказавшись и дальше финансировать американский «зонтик безопасности», к которому так привыкли европейцы, и заставив их самих оплачивать свои расходы на оборону. Планы Трампа по урегулированию украинского кризиса также предполагают отказ от дальнейшего спонсирования Киева за счет денег американских налогоплательщиков.
Молдова уходит в отрыв. От реальности
В условиях, когда Грузия сама отказалась от переговоров о присоединении к ЕС, а о членстве Украины даже говорить не приходится до тех пор, пока в этой стране не будет достигнуто мирное урегулирование, не будет возобновлена нормальная политическая жизнь и не начнется экономическое восстановление – а когда все это произойдет, никто не знает, – в таких условиях и дальше верить в то, что Молдова может как-то сама двигаться в ЕС, означает демонстрировать полный отрыв от реальности, неспособность адекватно оценивать окружающую действительность и атрофию когнитивных способностей.
ЕС и НАТО было интересно осваивать Украину, Грузию и Молдову в пакете в качестве общей антироссийской платформы, но нет никакого смысла брать в ЕС одну Молдову, да и ту без Приднестровья. Сегодня непонятны перспективы расширения ЕС даже за счет балканских стран, которые встали в очередь на членство задолго до бывших советских республик, и среди которых, кстати, есть такой выбивающийся из общего строя кандидат, как Сербия. Молдова сама по себе может быть интересна лишь части румынского политического класса, но не ЕС в целом – отдельно от Украины и Грузии она слишком маленькая и незначительная.
Поддержка Майей Санду и партией PAS кандидатуры Елены Ласкони, которая пытается остановить в финале румынских президентских выборов антилиберальный натиск Джорджеску, говорит о растерянности кишиневских властей, об их полном непонимании происходящего. Эта власть безнадежно отстает от поезда истории. Уже сегодня она становится вчерашней, а завтра станет позавчерашней.
В самой Румынии происходит быстрая «трампизация» всего политического класса. Там понимают, что все, как и раньше, будут решать США, но в США все будет решать уже Трамп, и поэтому надо подстраиваться под эту новую реальность. Даже либералы-евроатлантисты в Бухаресте ищут дружбы с «венгерским Трампом» Виктором Орбаном и перенимают риторику «румынского Трампа» Кэлина Джорджеску, вставляя в свои традиционные речи про роль Румынии в ЕС и НАТО, борьбу с Россией и поддержку Украины непривычные для либералов фразы про национальный интерес, собственную идентичность и роль христианства.
Зачем Кишиневу поддерживать румынского кандидата, которому предсказывают поражение с отставанием почти в 20 %? Как после этого собираются руководители Молдовы выстраивать отношения с новым президентом Румынии, если им станет Джорджеску? Неужели нельзя было просто промолчать и не вмешиваться в румынские выборы на стороне своей либеральной «сестры»?
Энергетическая дыра
Оторванность кишиневской власти от реальности показал и созданный ею на ровном месте и по собственной инициативе газовый кризис, который может потянуть за собой кризис с обеспечением электрической и тепловой энергией, с соответствующим ростом тарифов на коммунальные услуги и инфляцией в целом.
В Кишиневе слепо уверовали в то, что все отношения с Россией нужно разорвать, потому что так поступает «весь демократический мир», и в то, что Запад в любом случае не оставит Молдову в беде и компенсирует ей потери от разрыва с Россией. Но когда выяснилось, что с 1 января 2025 года могут прекратиться поставки российского газа транзитом через Украину, в результате чего остановится и выработка электроэнергии на Молдавской ГРЭС, эта власть оказалась в полной растерянности и не знает, что делать дальше и по этому направлению.
Разбив все горшки с «Газпромом», отказавшись выплачивать ему исторический долг, который до этого признавали все молдавские правительства, нынешняя власть не понимает, как дальше обеспечивать Молдову энергоресурсами по ценам, которые не привели бы к еще большим бедности населения, неконкурентоспособности экономики и потерям в государственном и местных бюджетах.
Политики в Кишиневе настолько связали себя с зарубежными либерал-глобалистами, не сомневаясь в том, что «партнеры по развитию» всегда придут на помощь, что теперь, когда эта помощь не приходит, судорожно пытаются хоть как-то оправдать свои провалы, в очередной раз сваливая все на какие-то «внешние силы», но никак не на собственные слабоумие и неадекватность.
Одним из козырей этой власти всегда было то, что «мы приносим в Молдову деньги». Эта карта тоже оказалась крапленой. На словах, ЕС обещает миллиарды, но на деле в Молдову уже давно ничего не поступает. Если они не в состоянии ни сами заработать деньги, запустив национальную экономику, ни добыть финансы за рубежом, ни найти природный газ и электроэнергию в необходимых объемах и по приемлемым ценам, то возникает естественный вопрос: а зачем они вообще нужны? Какая от них польза?
Угасающая звезда ЕС
В быстро меняющемся мире, в котором возникают разные полюсы развития и в Азии, и в Америке, и в Африке, и в арабском мире, старушка Европа уже не воспринимается в качестве самостоятельного геополитического и экономического игрока. ЕС все больше превращается в музей размером с целый полуостров, куда хорошо съездить в отпуск, но который не может претендовать на ведущие роли в мире.
В Кишиневе же продолжают представлять все так, будто свет угасающей звезды ЕС – это и есть тот единственный маяк, на который должна ориентироваться Молдова. И это несмотря на то, что в самом ЕС происходят уже просто абсурдные процессы, когда восточноевропейский «хвост» в лице бывших советских республик вертит западноевропейской «собакой» в лице государств европейского «ядра», которые и основали сам ЕС, а сегодня проходят через экономическую стагнацию, политические кризисы и утрату своей былой роли в мире.
Может быть, Молдове, как бывшей республике СССР, обратиться к своим бывшим советским «сестрам», сегодняшним новым «европейским тиграм» Эстонии, Литве и Латвии, чтобы они по-братски помогли получить хоть какие-то деньги на поддержание штанов от нового союзного центра в Брюсселе?
Когда-то «парад суверенитетов» в СССР снес старую партийно-советскую номенклатуру. Набирающий силу «парад суверенитетов» в западном, включая Европу, мире, начал сносить старую либерально-глобалистскую номенклатуру. Надо полагать, впереди Запад ждут перестройка, демократизация и гласность.
Кишиневская либеральная администрация совершенно не способна и не готова вписаться в новые исторические реалии. Не понятно, о чем вообще может говорить Майя Санду в своей второй инаугурационной речи. Рано или поздно, но неизбежно, такая власть должна будет уйти, потому что общая «трампизация» Запада делает ее никому не нужной.
Автор:Дмитрий Чубашенко
Источник: traditia.md