Что случилось?
Парламент Молдовы 16 ноября принял к сведению итоговый отчет собственной следственной комиссии по расследованию «обстоятельств вмешательства фонда „Открытый диалог“ во внутреннюю политику Молдовы». Беспрецедентный по своей сути и содержанию документ одобрили члены парламентского большинства, подконтрольного главе Демпартии Владимиру Плахотнюку. В созданную парламентом следственную комиссию, кроме членов большинства, входили и представители Партии социалистов — пророссийской, но сотрудничающей с властью.
В отчете комиссии содержатся безапелляционные обвинения в адрес фонда «Open Dialog» молдавских оппозиционных политиков лидера партии «Платформа «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе, главы партии «Действие и солидарность» Майи Санду и некоторых молдавских общественников.
В чем «виновен» Open Dialog
Фонд Open Dialog был основан в Польше в 2009 году уроженкой Украины Людмилой Козловской, которая и сейчас занимает должность президента организации. Фонд занимается проблемами соблюдения прав человека на постсоветском пространстве. Постоянные представительства НПО действуют в Варшаве и Брюсселе.
В августе 2018 года правительство Польши внесло Людмилу Козловскую в «черный список» Шенгенской информационной системы (SIS) с требованием запретить въезд в ЕС. При этом польское правительство никак не объяснило причины включения Козловской в этот список. Козловская говорит, что обращение властей Польши — месть за политическую деятельностью ее самой и ее мужа — польского оппозиционера Бартоша Крамека. Спустя месяц она получила специальные визы от правительств Германии, Бельгии, Франции, а также беспрепятственно въехала в Великобританию. К деятельности самого фонда у властей Польши претензий не было.
Обвинения в связях с российскими спецслужбами молдавская следственная комиссия основывает на публикациях украинских и польских СМИ. В доказательство также приводятся источники финансирования фонда, которые, по данным следственной комиссии, могут быть связаны с российскими госкомпаниями.
Фонд «Open Dialog» в документе называют «изощренным стратегическим оружием» и обвиняют в:
— финансировании за счет схемы отмывания денег, известной как «Ландромат», и за счет средств , полученных в результате «кражи века» — воровства миллиарда долларов из трех молдавских банков в 2014 году;
— лоббировании в различных европейских структурах интересов лиц с сомнительным прошлым;
— связях с агентами российской разведки, включая осужденного в Молдове бизнесмена Вячеслава Платона. Молдавские власти считают его одним из главных виновников так называемой «кражи века». По версии молдавских депутатов, Козловская и «Open Dialog» лоббировали интересы Платона в разных европейских структурах. Это привело к обострению отношений молдавских властей с европейскими политиками.
— подрыве безопасности и очернении имиджа восточноевропейских государств (Польши, Украины и Молдовы) в интересах РФ.
Если верить этому документу, чуть ли не вся критика Совета Европы, Европарламента, других европейских структур и политиков в адрес Молдовы, вызвана не игнорированием властями Молдовы базовых принципов правового государства и демократии, а результатом деятельности фонда «Open Dialog».
Также молдавские власти обвинили «Open Dialog» в лоббировании интересов казахского олигарха Мухтара Аблязова, осужденного у себя на родине. Его в отчете называют одним из главных спонсоров фонда.
Осуждение «надуманных» злоупотреблений прокуратуры и судов в отношении правозащитников и гражданских активистов, приостановка макрофинансовой помощи ЕС, «ложные трактовки» изменения избирательной системы в Молдове — все это в отчете преподносят как результат лоббистской деятельности фонда Людмилы Козловской.
Козловская считает, что молдавская правящая партия пытается дискредитировать ее организацию, потому что она поддерживает принятие «закона Магнитского» и включение лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка в санкционный список ЕС.
Обвинения в адрес оппозиции
Молдавских оппозиционеров Андрея Нэстасе и Майю Санду, по мнению следственной комиссии, вовлекли в диверсионную деятельность фонда «Open Dialog», а руководимые ими партии финансировались за счет этой организации. В заключении комиссии особо подчеркивается, что эту деятельность финансировали и координировали российские сцецслужбы. Отметим, что в Молдове любое финансирование партий из за рубежа считается незаконным.
Участие в «диверсиях», исходя из выводов комиссии, сводится к критике молдавских властей на мероприятиях фонда и других европейских площадках.
«Незаконное финансирование» партий «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», по данным депутатов, заключалось в оплате расходов на транспорт руководителей этих политформирований. В отчете нет ни единого упоминания о том, что сами партии получали от иностранного фонда какие-либо средства.
По сути, поводом для обвинений стали несколько авиабилетов для молдавских политиков, купленных на деньги иностранного фонда «Open Dialog». Комиссия при этом ссылается на сообщения в СМИ о том, что в мае 2017 года фонд оплатил Андрею Нэстасе и Майе Санду авиаперелет в Брюссель для участия в конференции «Молдова на перепутье». Мероприятие организовал самим фондом; кроме молдавских политиков, правозащитников и журналистов, в нем участвовали и депутаты Европарламента.
Члены следственной комиссии, со ссылкой на данные ЦИК, утверждают, что существуют и другие иностранные организации, которые оплачивают транспортные расходы молдавских политиков. В пример приводят: Международный республиканский институт США (IRI), Конгресс местных властей Европы, Фонд имени Конрада Аденауэра. Примечательно, что среди получателей финансовой помощи от иностранных фондов значатся только представители оппозиционных непарламентских партий.
Почему сейчас?
О финансировании фондом «Open Dialog» поездок оппозиционеров провластные СМИ писали еще в октябре 2017 года, но тогда эта информация не заинтересовала представителей властей. До середины 2018 года правящая Демократическая партия в отношениях с западными партнерами пыталась позиционировать себя главным защитником проевропейского курса Республики Молдова. Ради поддержки ЕС и США они были готовы терпеть от проевропейской оппозиции критику и обвинения в захвате государства, заявлять о готовности сотрудничать со своими главными критиками и оппонентами — партиями PAS и DA, формально поддерживать Майю Санду на президентских выборах в 2016 году и говорить о необходимости объединения проевропейских сил в Молдове.
Ситуация радикально изменилась после внеочередных выборов мэра Кишинева в июне 2018 года. Местные суды не признали победу на этих выборах кандидата от объединенной правой оппозиции, одного из главных критиков власти Андрея Нэстасе. В ответ на это Европарламент заморозил предоставление Молдове 100 млн евро макрофинансовой помощи. С тех пор отношения Брюсселя и Кишинева испортились окончательно. Хотя формально правительство Молдовы сохранило проевропейскую риторику, Кишинев перестал оглядываться на мнение Брюсселя, принимая внутриполитические решения.
Впервые обвинения в адрес фонда и Людмилы Козловской из уст представителей правящей партии прозвучали в августе 2018 года, спустя два месяца после отмены результатов кишиневских выборов. Тогда группа депутатов Демпартии потребовала, чтобы Генпрокуратура проверила возможную связь партий «Действие и солидарность» и «Платформы «Достоинство и правда» с гражданской активисткой из Украины Людмилой Козловской. За неделю до этого СМИ, подконтрольные правящей Демократической партии, распространили новости о том, что Козловскую выслали из ЕС «за связи с российскими спецслужбами». Там же говорилось о ее тесной связи с лидерами молдавской оппозиции.
Спустя месяц, в середине сентября, Владимир Плахотнюк объявил о новом курсе правящей партии под названием «Про Молдова» и об отказе от геополитики. Он пообещал, что правящая партия сосредоточится на Молдове и ее гражданах, «независимо от их геополитических предпочтений».
В октябре 2018 года по инициативе той же правящей Демпартии в парламенте была создана комиссия по расследованию «вмешательства фонда „Open Dialog“ и его основателя Людмилы Козловской во внутренние дела Молдовы». За время своего существования комиссия провела всего несколько заседаний.
Тем временем 14 ноября Европарламент по итогам доклада о реализации Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС принял очередную жесткую резолюцию. В документе говорится о явных проблемах с соблюдением в Молдове демократических принципов. Это выражается в изменении избирательной системы, отмене результатов выборов мэра Кишинева, отсутствии независимой юстиции, в плохом расследовании «кражи века», политически мотивированных делах против оппозиции и правозащитников, в давлении на журналистов и монополизации СМИ.
В связи с этим Европарламент рекомендовал Европейскому совету ограничить финансирование Молдовы и рассмотреть возможность введения персональных санкций против лиц, вовлеченных в кражу миллиарда.
Спустя два дня молдавский парламент принимает «ответный» документ — отчет комиссии по делу Козловской, где упомянутую резолюцию Европейского парламента называют результатом лоббистской деятельности фонда, руководимого российскими спецслужбами. А выступающие за интеграцию в ЕС оппозиционные политики выставлены получателями денег, украденных из молдавских банков.
Что будет дальше?
Документ, принятый молдавским парламентом, содержит обширный перечень рекомендаций для самых разных органов государственной власти.
Парламенту поручено пересмотреть все текущие законопроекты о финансировании партий и НПО и устранить риски для госбезопасности. Правительство обязано представить парламенту предложения о пересмотре законов о финансировании партий и НПО. В 2017 году правительство уже пыталось запретить зарубежное финансирование неправительственных организаций. Тогда под давлением иностранных дипломатов и гражданского общества власти вынуждены были отказаться от этой идеи. Вряд ли сейчас что-то помешает им сделать это.
ЦИК рекомендовали проверить управление финансами в партиях.
Генпрокуратуре рекомендовали дать юридическую квалификацию деятельности фонда «Open Dialog» и его сообщников, подрывающих национальную безопасность государства (в первоначальном варианте документа, предложенном комиссией, были указаны и статьи, под которые предположительно подпадает деятельность вовлеченных лиц: «Измена родине» и «Шпионаж»). Сразу после заседания парламента, на котором был утвержден отчет комиссии, спикер парламента Андриан Канду объявил, что, если оппозиционеры Нэстасе и Санду осознанно участвовали в «диверсионной деятельности» против Молдовы, их могут привлечь к ответственности за измену родине.
Написанный в стиле сталинских обвинений документ может привести к ужесточению законодательства в области финансирования партий и НПО, а также к дальнейшему развертыванию репрессий против оппозиционных политиков и правозащитников. Обвинения парламентариев вполне могут использовать для снятия оппозиционных партий PAS и DA с предстоящих парламентских выборов.
В 2014 году именно обвинение в иностранном финансировании стало поводом, чтобы снять с выборов партию Patria, у которой были очень высокие шансы попасть в парламент.
Органы правосудия, парламент, и ЦИК уже давно находятся в режиме ручного управления из офиса правящей Демпартии. Поэтому то, какие рекомендации из отчета претворят в жизнь, будет зависеть от политической конъюнктуры и воли Владимира Плахотнюка.
В феврале 2019 года в Молдове должны состояться парламентские выборы. Власть подготовилась к ним очень тщательно.
Демократы и социалисты в своих интересах изменили избирательную систему с пропорциональной на смешанную. Власти отменили запрет на агитацию в день выборов, возбуждают уголовные дела против гражданских активистов, членов оппозиционных партий и представителей местной власти. Единственной влиятельной оппозиционной политической силой остался блок партий PAS и DA.
Истерия вокруг врагов государства среди оппозиции, очевидно надуманные обвинения лидеров этих партий в диверсии и измене родине еще раз доказывают, что февральские парламентские выборы не будут свободными и честными. Кажется, теперь это хорошо понимают и в Молдове, и за ее пределами.
Евгений Чебан