Все помнят разрушительное наводнение в июле 2010 года: через неделю после начала дождей в селе Немцень Хынчештского района сотни домов были затоплены, двое жителей утонули. Спустя еще несколько дней стихия нанесла ущерб селу Котул Морий и прилегающим к нему Сэрэтень и Обилень. Ущерб перевалил за 40 миллионов долларов.
О ЧП тогда рассказывали в героическом ключе: говорили об усилиях правительства Филата по спасению пострадавших граждан и скота, налаживанию быта эвакуированных, о большой помощи. Как она была использована, на что пошла? Прошло без малого десять лет. Как живут люди? Корреспондент «Молдавских ведомостей» побывал в тех местах и пообщался с сельчанами.
В угаре не заметили проблем
Первое, что бросилось в глаза во всех четырех селах, - рассыпающиеся фундаменты домов и сгнившие деревянные конструкции под крышами. Все сделано из некачественных материалов.
В одном доме в селе Обилень строители установили старую, невесть откуда взятую входную дверь. Она так и стоит, денег на ее замену у хозяев нет. Между тем Влад Филат утверждал в те дни: «Правительство всегда было и будет рядом с теми, кто пострадал». Что ж оно не увидело, как крадут стройматериалы?
Сельчане говорят, что не было никакой необходимости перемещать Котул Морий: вода не заливала село, была залита лишь пойма реки. Лет четыреста назад Котул Морий было основано на возвышенности и в половодье оказывалось как бы на острове. Но Филату нужно было продемонстрировать бурную деятельность, поднять рейтинг ЛДПМ, пришедшей после апрельского переворота. В угаре не заметили главных проблем. Нет воды. Не только качественной питьевой – вообще никакой.
Дренажные трубы украли и продали…
Когда-то в пойме реки у Котул Морий на 800 гектарах выращивали уникальные фрукты и овощи, из которых делали специальное питание для космонавтов. Сырье отправлялось в институт пищевой промышленности, он вел его переработку по уникальной технологии для Звездного городка.
Тогда в этих местах были мощные дренажная и оросительная системы. В борьбе за повышение плодородия почв в каждый квадратный метр земли советская власть вложила примерно по 10 рублей. Очевидцы рассказывали: при устройстве дренажа в землю вкопали уникальные керамические трубы специального обжига, которые могли бы прослужить тысячу лет.
Стоило уроженцу Хынчештского района Владу Филату попасть во власть, как уникальная система орошения была разрушена. Еще в 2006-2008-е сельчане стали замечать, что кто-то выкапывает и увозит керамические трубы. Люди протестовали, останавливая машины с крадеными трубами. Их, как выяснилось, продавали в Южную Корею. Воровство прекратилось. Но после наводнения 2010 года трубы стали выкапывать уже открыто.
… И на растениях поселилась черная плесень
После уничтожения дренажной системы экозона полностью изменилась. Осенью на села стали опускаться стойкие, долго не рассеивающиеся туманы, угнетавшие все живое. Они образуются от того, что воде некуда уходить, она поднимается вверх, вызывая на растениях черную плесень, которая отравляет животных. Растения и раньше страдали от туманов, но сегодня ситуация много хуже.
Когда-то здесь росли лучшие сорта айвы - сегодня деревья плохо приживаются. Кора чернеет, плоды осенью покрываются сеткой из тонкой паутины и начинают гнить. Невозможно вырастить и качественный виноград. Страдает домашняя птица. Мне довелось увидеть петухов с почерневшими краями гребешков и хромающих кур. Коз и крупных животных в пору холодных осенних туманов хозяева держат взаперти, чтобы не заболели. Стоят тут и там заброшенные теплицы и безводные колодцы.
Вода дороже самогона
В перемещенной части села Обилень всего один колодец, да и тот на краю села. Сколько артезианских скважин не бурили, воды не нашли.
По дороге к колодцу встретился старик лет 70-ти (на фото), расстояние до колодца в один километр он еле-еле преодолевает и с пустым ведром. В единственном колодце глубиной метров 60 вода некачественная, с песком и личинками насекомых. Пить ее можно только после фильтрации и кипячения. Заварив чай, хозяйка подает нам полотенце, пропитанное самогонкой, которым мы протираем руки. Вода здесь дороже самогона.
Примар села Обилень этой осенью избран на третий срок. Считает, что решить проблему рытьем колодцев невозможно: деньги на ветер, а их кот наплакал. Единственный выход – брать воду из Прута и очищать. После затопления китайцы передали на эти цели району 3 миллиона долларов.
Первая система очистки должна была находиться внизу, у села Котул Морий, далее воду предстояло поднять в зону, которую местные называют БАМом. Вторую систему очистки предполагалось разместить у Обилень. Отсюда качественная питьевая вода должна была пойти по трубопроводу к 12 селам. Но деньги китайцев украли. Для отчета из Унген привезли насосы, чтобы под телекамеры запечатлеть якобы пуск воды, а наутро увезли. Прокуратура молчит.
Ванна, которую ни разу не наполняли
Сельчане по-старинке копают во дворах вертикальные бассейны, здесь их зовут «улук», и за 250-350 лей завозят техническую воду для бытовых нужд. За лето нужно наполнить колодец не один раз, и далеко не всем это по карману.
Крестьянка из Обилень пригласила меня посмотреть ванную, которая ни разу не видела воды. Ее используют как склад. Жить в доме из-за тонких стен (если постучать – фанера!) невозможно, тепло выветривается. Зимуют в самостоятельно построенных тесных котельцовых пристройках, которые намного дешевле отапливать. Многие, закрыв двери на замок, просто поуезжали.
Кто обманул Саакашвили?
Согласно правительственным отчетам, в пострадавших селах была построена вся инфраструктура, включая канализацию, которой на самом деле нет, как и асфальтированных дорог. Намотав на колеса машины не один десяток километров, ни одной хорошей дороги мы так и не увидели – в лучшем случае строители просто насыпали на грунтовку молузу.
Можно привести много примеров, но достаточно одного. На фото из Обилень можно увидеть красивый указатель: улица Gеorgia. Местные называют ее улицей Саакашвили, который выделил помощь на асфальтирование дороги. Указатель есть - дороги нет. Знал бы об этом Михаил Саакашвили!
Бери дом – отдай землю
Исключительно плодородные земли манили во все времена в эти места предпринимателей. После того, как поля были поделены между квотчиками, обрабатывать их без техники стало тяжело. Одни стали продавать участки, другие только этого и ждали.
Земли, на которых стоят новые дома, - это долевые участки бывших колхозников. В числе собственников был и предприниматель, успевший скупить часть земель. Изъяли их у владельцев на основании решения совета и постановления правительства об устранении последствий наводнения. О том, как это происходило, рассказал «Молдавским ведомостям» кишиневский бизнесмен Владислав Мельник.
- У меня был задуман проект с венгерско-немецкой кампанией, и я стал скупать участки. Были затраты. Но при изъятии участков под строительство домов с нами, владельцами, никто не посчитался. Не было ни общего собрания квотчиков, ни протокола, на основании которого местная власть должна была с нами рассчитаться. Квотчики не получили ни бэнуца, им сказали: ты получил дом с придомовым участком, какая такая компенсация?
У кого-то было несколько участков. Мне, например, не нужен был дом, компенсацию за утраченные земли я не получил. Начал писать в разные инстанции, и через год, в декабре 2011-го, появилось постановление об экспроприации участков. То есть постфактум отъем участков был узаконен. Из парламента мне ответили: ваше письмо отправлено правительству. Из правительства: отправлено районной власти. Оттуда переслали в кадастровый орган… И конец.
Налоги за свою-чужую землю
Владислав Мельник продолжает бороться за справедливость.
- По закону о земле, если ее плодородие составляет более 60 балло-гектаров, она считается достоянием народа и для ее изъятия из сельхозоборота должно быть специальное постановление правительства. Его нет. Земля с высоким бонитетом, на которой по закону нельзя ничего строить, оказалась под строениями, но наверху признавать этого не хотят.
По закону экспроприатор может вступить во владение лишь после оплаты. Я не получил за свою землю ни лея. Более того, она числится за мной, я плачу за нее налоги. По закону требуется согласие владельца на изъятие земель. Но моего согласия никто не спрашивал!
Как предприниматель я не остался равнодушен к беде жителей, принял и разместил в помещениях своей фирмы 157 человек, обеспечивая их всем, чем мог. Поставлял корм из своих запасов эвакуированной скотине. Я думал, что и ко мне власть отнесется по-человечески. И вот хожу по судам.
Воронин дома пострадавшим покупал
Была ли острая необходимость в перемещении сел в голое поле, где нет воды?
После более мощного наводнения в 2008 году, когда на севере затопило не четыре села, а 27, власть коммунистов дала возможность пострадавшим самим подобрать себе жилье с готовой инфраструктурой в любых селах страны. Оплачивали покупку. Это не только предупредило воровство, но и позволило людям со временем забыть об ужасах наводнения. Филат поступил иначе.
Орден Филату «За верную службу»
Знакомый профессор аграрного университета рассказал мне о рисовых полях близ Галаца, которые нужно было в те дни любой ценой спасти от затопления. Румыния должна была ввезти в Евросоюз по квоте определенное количество риса. Один звонок румынского президента – и Филат взял под козырек.
Все телеканалы показали, как наш премьер на гидроузле Костешть-Стынка с пафосом отдает приказ спустить воду из костештского водохранилища, чтобы оно могло принять сотни тонн новой воды, двигавшейся мощным потоком с Карпат. Но вода шла с гораздо большей скоростью, чем предполагалось, быстро наполняя русла Днестра и Прута. Возникла реальная угроза затопления румынских земель из-за отсутствия укреплений на правом берегу Прута. И Филат решает подставить под мощный поток укрепленный молдавский берег.
Несколько дней спустя саперы тремя направленными взрывами подорвут укрепительные валы искусственного водоема на молдавской стороне. Вода зальет дома спящих жителей Немцен. А Филат за спасение тысяч гектаров рисовых полей из рук румынского президента получит Большой крест ордена «За верную службу».
Да, соседям нужно помогать. Но так – предавая интересы собственных граждан. При Воронине был принят очень правильный закон о недопустимости второго гражданства для людей, занимающих государственные посты. После его ухода в министры и дипломаты пошли люди с паспортами граждан Румынии и других стран. И мы доверяем им сегодня наши жизни.
В те дни не было сказано ни слова правды о наводнении и устранении его последствий. Распространялась байка о бобрах, которые якобы прогрызли плотину. Удален из Ютуба и фильм-расследование, снятый командой портала Omega со свидетельствами очевидцев. Фильма нет, но очевидцы остались. И нашему корреспонденту удалось кое с кем из них пообщаться.
Свидетели взрыва
Между Котул Морий и Немценами есть озеро Язул луй Маурин, названное именем бывшего начальника погранзаставы. При нем было создано гидротехническое сооружение, отвечающее за сбор и сброс воды в водоеме при весенних паводках. Взрывные устройства были заложены в трубы гидротехнического сооружения солдатами саперного полка. Они взорвали сначала первый заградительный вал, идущий от Прута, затем второй - от озера Маурина, чтобы вода разошлась по всей пойме на территории 2 тысяч гектаров. Была также подорвана одна из внутренних заградительных дамб, осталась огромная воронка. Побывавший там специалист по гидромеханике заявил, что яма – последствие взрыва; ведь поток воды все неровности сгладил бы.
В селе говорят, что свидетелями подготовки взрывов стали двое братьев из Немцен, погибшие в те дни. Правительственная пресса утверждала, что они, мол, не просыхали от пьянства и во сне захлебнулись. Но на похоронах люди шептались, что братьев погубили люди в штатском: столкнули обратно в воду и намеренно оставили погибать, чтобы не сболтнули лишнего. Этим слухам можно верить или не верить.
Влад Филат все же сел в тюрьму на девять лет за злоупотребление властью. Наверное, потому и развязываются языки у жителей Немцен. Но по большому счету сидеть бы ему надо по совсем другой статье, более серьезной. Соучастником трагедии в селах Немцень и Котул Морий стал весь правивший тогда альянс. И пока власть будет так обращаться с нами, не видать нам мира и порядка в своей стране.
Мария БУИНЧУК