«Три вещи ведут к разорению: женщины, скачки и доверие к экспертам» - сказал когда-то президент Франции Жорж Помпиду. Первые две «причины разорения» оставим на совести автора, а вот что касается безграничного доверия к экспертам, особенно – зарубежным, то этот пункт достоин внимания.
Бесполезные скамейки
В начале нынешнего года молдавская пресса писала о том, что весной на улицах столицы появятся инновационные бетонные скамейки, отпечатанные по 3D-технологии. Новаторство состояло и в самом методе, и в функциональности - скамейки совмещаются с цветочным горшком и урной. Новые скамейки - часть проекта «Устойчивые зеленые города для Молдовы», который внедряется Программой развития ООН. Его общая стоимость превышает десять тысяч долларов, почти восемь из них предоставили в качестве гранта. Над проектом несколько месяцев трудился целый штат дизайнеров, архитекторов и техперсонал.
«Это инновационный проект, который подразумевает технологию 3D-принта. Это цельная структура, ее невозможно получить традиционным методом, к тому же, ее нельзя уничтожить», - рассказал тогда прессе менеджер проекта Программы развития ООН Александр Ротару.
Всего планируется установить 25 таких скамеек, и все они должны украсить сектор Чеканы.
Еще тогда, когда проект только разрабатывался, появление «чудо-скамеек» вызвало недоумение у большей части горожан, а также у экспертов. Так, независимый муниципальный советник Василий Киртока, комментируя в соцсетях широко разрекламированное новшество, назвал его насмешкой над программой «Orasul Verde» («Устойчивые зеленые города для Молдовы»).
«Услышав об этом проекте, я порадовался: наконец-то будет сделано что-то для людей, и нам помогут с установлением границ зеленых зон, на что чиновники уже 20 лет не могут найти несколько миллионов леев; выделят средства на исследование истоков ручьев и речушек, формирующих красивые каскады озер в кишиневских парках; помогут разработать проекты восстановления водотока реки Бык и его притоков; дадут рекомендации по полному запрету на строительство в зеленых зонах и т.д. Нет, оказывается «Orasul Verde» в понимании наших европейских партнеров заключается не в этом, а в использовании всякого мусора и отходов для «улучшения» нашей жизни», - написал Василий Киртока. Он считает, что все-таки вещи надо называть своими именами, и использование 3D технологий для производства скамеек из бетона (с участием, очевидно, каких-то отходов) – это просто насмешка над программой «Orasul Verde», так как более далеких от «Verde» скамеек трудно придумать.
«Не правильнее ли, уважаемые друзья, при проектировании скамеек думать в первую очередь не о том, чтобы обязательно принять участие в сомнительных программах наших партнеров, а чтобы сидя на скамейке в парке не застудить опорную часть наших организмов, а также об эстетическом виде и долговечности этих скамеек? Как в других, уважающих себя городах, и как это было в Кишиневе еще 30 лет назад – скамейки из деревянного бруса на металлическом (чугунном или стальном) основании, которые еще, кое-где сохранились», - делает вывод муниципальный советник.И вот в последних числах апреля на проспекте Мирча чел Бэтрын появились первые инновационные скамейки. И тут же вызывала негативную реакцию кишиневцев.
«Непрактичные скамейки, сидеть на них неудобно, эти типа волны упираются в икры», - пожаловались на свое первое знакомство с 3D- созданиями пользователи соцсетей. Но неудобство – даже не главное (хотя для чего нужны в городском пространстве скамейки, если на них неудобно сидеть?). Главное – что на них тут же появились трещины. СМИ предположили, что это дело рук неизвестных вандалов.
Текстовка к фото: Трещины на инновационных скамейках появились уже через несколько дней после их установки
Однако горожане усомнились в том, что скамейки кто-то портит намеренно, и предполагают, что все дело в их качестве. С острым критическим комментарием выступил активный пользователь соцсетей Серей Добровольский. «Теперь на это чудо-юдо городской архитектуры напали вандалы» и зверски вырвали сидушки из бетона. Сидушки вырвали из бетона, Карл!» - иронизирует автор. «Сказать, что это оригинальный и перспективный вид городских скамеек, это как сказать, что брусчатка, выложенная на пешеходной улице недомэрком, это последний писк технодизайна», - пишет Добровольский. По его мнению, скамейки смотрятся убого и не особо привлекательно. Городу необходимо изящество, а не бетонные глыбы с досками, - уверен он.
«Я прекрасно понимаю, завезли бетононасос с ЧПУ (числовое программное управление) и не нашли ничего интереснее, чем клепать на нем скамейки для города. Цена на такие изделия, скажем так, выше средней и совсем непонятно, почему остановились на них. Кстати, это даже не бетон, а цементно-песчаная смесь, что делает этот декор еще более уязвимым (даю им два года от силы). Судя по тому, как посажена сидушка в бетон, там не особо заморачивались с закладными деталями (если бы они были, то легче было бы всю скамейку унести, чем вырвать сидушку) и скорее всего сидушка сама «вывалилась» из посадочного места, просто потому, что узел продуман дилетантски», - делает вывод комментатор.
Таким образом, получается, что целая команда специалистов долго работала над проектом, было потрачено значительное количество денег, а результат – даже не нулевой, а скорее отрицательный. Для чего же, спрашивается, все это было затеяно, и чего еще ждать кишиневцам от программы «Устойчивые зеленые города для Молдовы»?
Кстати, по сообщениям прессы, в Молдове уже есть десять скамеек, созданных по технологии 3D. Девять установлены в частных хозяйствах, а одну получила в дар администрация коммуны Рэзен Яловенского района. Трудно сказать, насколько эти дары улучшили состояние территорий и помогли их жителям, - учитывая, сколько животрепещущих проблем существует в сельской местности страны.
Эффектно или эффективно?
Ну, допустим, именно этот проект оказался неудачным. Может быть, другие, разработанные при участии международных экспертов, более успешны?
К примеру, проект «Энергоэффективность и теплоизоляция общественных зданий и жилых домов в муниципии Кишинев», финансируемый Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком только в 2019 году на сумму 25 млн. евро. Казалось бы, благое дело, но настолько ли нужна теплоизоляция нашей столице? Ведь раньше дома проектировались с учетом местного теплого климата, который за последние годы стал только жарче, а также наличия дармового пара от кишиневских ТЭЦ. То есть проблема не самая острая, но миллионы евро на нее выделено, при том, что в городе есть и более насущные вещи: проблемы общественного транспорта, формирования социальной инфраструктуры, благоустройства территории и многое другое. (Кстати, проекты в области энергоэффективности, финансируемые ПРООН, реализуются и в других постсоветских странах. Казахстану, к примеру, решили помочь тем, что разработали специальное мобильное приложение, установив которое, человек может определить, сколько парниковых газов он выделяет в атмосферу).
Еще одна странная, с точки зрения кишиневцев, попытка освоить средства – реконструкция полигона для мусора в селе Цынцарены в течение 3-4 лет. На таком проекте настаивал в 2017 году тогдашний мэр Дорин Киртоакэ, с расчетом на инвестиции Европейского банка реконструкции и развития.
«Для решения вопроса здесь выступали эксперты и предложили вложить 23млн. евро в модернизацию свалки Цынцэрен. Это не первоочередная задача. Главное - свалка готова. Дело в том, что были предложены направления модернизации, которые сегодня не нужны. Есть более серьезные задачи. Если там нужна модернизация, то очень локальная. Приоритеты, которые предложили эксперты, с нашей точки зрения, не правильны. Во-первых, нет плана развития ликвидации отходов города. Хватаются то за одну проблему, то за другую», - так прокомментировал тогда ситуацию муниципальный советник Александр Комаров.
Но возможно, столица – еще не показатель, а в других населенных пунктах дела обстоят лучше? Возможно. Вот, например, в 2015 году ПРООН выделила гранты жительницам Молдовы из сельской местности для развития бизнеса. 17 женщин получили гранты на сумму до 80 тысяч леев. Поддержка женщинам, решившим открыть свой бизнес, особенно в селах, крайне важна. Но порой создается впечатление, что грантодатели имеют весьма смутное представление об истинных нуждах молдавских сел. Иначе как объяснить, что их выбор пал на открытие фитнес-зала в одном из сел? Никто не спорит, занятие спортом - дело хорошее, но каким образом финтес-зал поднимет экономику этого села? Насколько обширна будет его клиентская база?Впрочем, бетонные скамейки по крайней мере можно пощупать, а в сельский фитнес-зал – зайти. Хоть какая-то конкретика. А есть и такие проекты, описание которых вызывает только недоумение. Вот, например, СМИ сообщают о том, что восемь городов в Республике Молдова стали участниками проектов модернизации, финансируемых правительством одной из европейских стран.
«Бюджет, выделенный на эти цели, составляет более 12 млн леев. Целью проектов является расширение социально-экономического и территориального сотрудничества в стране путем создания эффективной системы поддержки местного развития». И, по словам представителя этой страны, «в рамках проекта были проведены действия, направленные на улучшение системы реализации политики регионального развития в Республике Молдова». Что это за «действия, направленные на улучшение системы реализации политики регионального развития в Республике Молдова», не уточняется. Где и как можно увидеть, пощупать, попробовать результат освоенных двенадцати миллионов, - непонятно.
На что уходят миллионные вливания?
По словам бывшего посла США в Республике Молдова Джеймса Петтита, за годы независимости США, через различные фонды и организации, выделило нашей стране более 1 млрд. долларов – на помощь в укреплении демократических институтов, в восстановлении экономики, формировании правового государства и так далее. Сумма – более чем внушительная. И, учитывая небольшие размеры нашей страны, эта финансовая помощь должна была существенно отразиться и на укреплении демократических институтов, и на восстановлении экономики, и на других сферах. Главным образом деньги, в виде кредитов и грантов, направлялись всевозможным неправительственным организациям.
«Следует спросить у представителей таких организаций: где долгосрочные социальные и экономические проекты, где интеллектуальные разработки, где инициативы, направленные на развитие молдавской культуры, национальных меньшинств? Почему нет инициатив по содействию в приднестровском урегулировании? Если бы эти организации по-настоящему действовали в интересах гражданского общества, в Молдове, при поддержке таких НПО развивалось бы гражданское общество, налаживался бы диалог между двумя берегами Днестра», — еще ранее задавался вопросом экс-вице-премьер Молдовы Виктор Степанюк. По его мнению, Молдова от деятельности таких «активистов-общественников» только теряет, в то время как они осваивают многотысячные гранты.
Финансовую и экспертную помощь получают не только представители гражданского общества, но и правительственные структуры. Впечатляет и масштабность совсем свежего примера. В 20-х числах мая было объявлено, что всемирно известный Фонд Сороса намерен выделить 490 тыс. евро на программу, призванную улучшить ситуацию с соблюдением прав человека в работе молдавской полиции.
Что же предполагает эта дорогостоящая программа? Разработка стандартных процедур оказания медицинской помощи и услуг переводчика для задержанных, эскортируемых и содержащихся в СИЗО, разработка методологии обучения сотрудников полиции соблюдению прав человека и проведение учебных мероприятий, разработка «Полного гида по правам человека». Проект также призван оценить эффективность взаимодействия полиции с прокуратурой и проанализировать влияние этого взаимодействия на соблюдение прав человека.То есть почти полмиллиона евро, по сути, будет израсходовано на то, что и так входит в непосредственные обязанности молдавских правоохранителей. Остается надеяться, что после реализации этой программы проблема соблюдения прав человека в силовых структурах нашей республики будет решена окончательно.
Когда на помощь приходит МВФ
Сотрудничество с Международным валютным фондом и разблокирование финансирования в 2016-м году правительство Молдовы называет одной из главных своих заслуг. Да, это действительно мощная и влиятельная организация, которая оказывает макроэкономическую помощь. Но при этом именно в результате настоятельных рекомендаций МВФ за последние годы в Молдове были повышены тарифы на природный газ и электроэнергию, увеличен пенсионный возраст, выставлено на приватизацию множество госпредприятий. Ужесточение социальной политики, по мнению кредиторов, должно было привести к укреплению экономики. Но насколько оправданы были эти жертвы?
В соседней Украине, которая тоже плотно сотрудничает с этой международной организацией, совершенно разочарованы последствиями такого сотрудничества, и даже предлагают новому президенту не платить долгов этим международным кредиторам. Вот что пишет политический эксперт Андрей Головачев для украинского издания «112.ua»: «Почему, например, в Украине МВФ занимается вопросами цен на энергоносители для населения, приватизацией или национализацией банков, дефицитом бюджета, сельхозвопросами, антикоррупционными бюро, пенсионным возрастом, избирательным законодательством, уменьшением количества вузов и больниц, замораживанием пенсий и т.д., никто пояснить не может. Этого ничего нет в Уставе МВФ! МВФ уже давно стал «вещью в себе», работающей просто на свое выживание, как и многие другие организации в мире. Пора признать, что МВФ - это типичная мировая бюрократическая организация, которая работает сама на себя, на свое выживание, лавирует в мировой политике между США, ЕС и Китаем и поэтому по определению уже не может никому принести никакой пользы.
Все советы и рекомендации МВФ бессмысленны, ангажированы, неэффективны, конъюнктурны и поэтому небезопасны. Ни одной стране МВФ не смог принести пользу. Нет такой страны. Ни одну страну МВФ не вытащил из кризиса. И Украину тоже не вытащит. Напротив. Как результат «сотрудничества» с МВФ Украина имеет безнадежные долги, которые уже невозможно никогда выплатить, и развалившуюся на глазах социальную сферу».
Как отмечают экономические эксперты, те меры, что предлагает Международный валютный фонд, приводят к обнищанию населения и усугубляют спад в экономике не только в постсоветских республиках. Например, Аргентина. Эта страна в свое время должна была стать образцом реформирования экономики по предложенным МВФ принципам. Однако в результате следования указаниям кредитора в стране впервые за независимую историю прошла серия голодных бунтов, отток капитала из страны в семь раз превысил объем выделенной фондом помощи, а в 2001 году страна вынуждена была объявить о крупнейшем в истории дефолте.
Причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата, стали даже предметом научных исследований. Этому, в частности, посвящена статья М.А. Султанова, вышедшая в российском журнале «Международные отношения». Ученый констатирует, что экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику относительно конкретной страны.
«Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют: финансовые кризисы, увеличение долга, углубление экономических диспропорций, рост масштабов бедности, низкая эффективность финансовой помощи, слабый экономический рост и т.д.», - заключает автор статьи.
Наши «достижения»
«Эксперт – любой человек не из нашего города», - гласит ироничное определение ученых-физиков (так называемой «правило Марса»).
С самого начала независимости Республика Молдова охотно выполняла советы и рекомендации «людей не из нашего города», надеясь, что они лучше знают, как нам обустроить свой родной край.
В результате с подачи западных экспертов в нашей стране была внедрена плохо продуманная программа приватизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, из-за чего экономика Молдовы была отброшена на десяток лет назад. Эти же советчики сначала помогли раздробить на мелкие кусочки и приватизировать сельскохозяйственную землю, а затем предложили свою помощь в ее консолидации. Под их диктовку было разработано банковское законодательство, в итоге - Нацбанк не финансирует правительство и коммерческие банки, а банковская система выстроена так, что не в состоянии развивать внутренний рынок, бизнес и семьи, но поощряет импорт товаров и услуг.
На реформу образования Молдовы Всемирный банк выделил 40 миллионов долларов и разработал рекомендации по «оптимизации» этой области. В результате за 2009-2018 годы, по данным советника президента по вопросам образования Корнелиу Поповича, в стране было закрыто более 800 детсадов и школ, а из сферы образования ушло около двух тысяч педагогов. «Оптимизация» детских домов и школ-интернатов привела к такому, казалось бы, забытому явлению, как беспризорники. Ощущают ли они на себе вложенные в реформу миллионы?
И этот список «достижений» можно продолжать еще очень долго. Словом, мы видим, сколько крупных, мощных, влиятельных международных организаций уже много лет помогают маленькой Молдове, стараясь сделать ее развитой и процветающей. Но вот насколько это у них получается, - большой вопрос.
«А может, МВФ, а также прочие организации, руководимые коллективным Западом и не ставят задачи развития «развивающихся» государств, а наоборот, стремятся навязать нам «консалтинг» с целью дальнейшей деградации – слабыми странами проще управлять в собственных геополитических интересах?» - зададимся вопросом уже мы, редакция Noi.md.
«Не пришло ли время, прислушиваясь к советам, которые мы получаем и с Запада и Востока, накопив определенный опыт и набив собственные шишки, идти собственным путем?», - пишет Василе Балан в статье, опубликованной ранее на сайте Noi.md.
Кристина Агату