Кто станет «могильщиком» режима Майи Санду?
ПДС за короткий срок восстановила против себя все политические силы и часть гражданского общества, и теперь, как во времена Плахотнюка, все выступают против одного.
Уникальная ситуация
На политическом поле Молдовы сложилась без преувеличения уникальная ситуация. По пути к власти ПДС удалось полностью «вытоптать» правый фланг. Такие партии как платформа «DA», ДПМ, ЛДПМ, ЛП и ряд других, новых проектов, превратились в политических карликов, их общественная поддержка очень мала. Более того, разбитыми оказались и партии унионистского толка. Они и до этого были дефрагментированы, хотя и делали попытки объединиться, а сейчас некогда сильное и пассионарное движение чахнет.
Заметно снизился уровень поддержки и левых партий. Сегодня в парламенте от них мало что зависит. Большинство в законодательном органе, по старой молдавской традиции полностью игнорирует мнение и инициативы оппозиции, Блока коммунистов и социалистов, конструктивный диалог пока отсутствует.
Парламентская партия «Шор», играющая роль «неприсоединившихся», с одной стороны, находится под давлением ПДС и пытается лавировать, а с другой, похоже, окончательно утрачивает политическую перспективу, так как обладает известной токсичностью и постепенно превращается в партию «без лица».
Ренато Усатый ушел в тень, где выжидает подходящего момента и колдует над новым партийным проектом. Но не факт, что он обладает способностями птицы Феникс.
Ожидания избирателей обмануты
И вот на этом фоне у общества уже складывается ясное ощущение, что «проект Майи Санду» оказался «политическим пузырем», он не может справиться с возникающими экзистенциальными вызовами, не способен обеспечить эффективное управление. Люди президента по-прежнему занимаются распределением портфелей и хлебных мест, когда во всех секторах экономики происходит взрывной рост цен. Проблемы с энергоносителями, особенно ситуация с поставками газа, очень волнует людей, но не власть. То же касается и забот фермеров, сбыта продукции. В целом ощущается отсутствие понимания ситуации и ясного плана действий. Эксплуатируются прежние наработки правительства Филипа с взаимоподключением энергосетей Молдовы и Румынии, порочная практика «оптимизации школ» и ставка на внешние заимствования.
Это напоминает пир во время чумы, и картина усугубляется неспособностью справляться с эпидемической ситуацией. Борьба с коррупцией сводится к войне с генпрокурором и желанию посадить политических оппонентов. Получается, что в целом, ожидания избирателей обмануты.
Все объединяются против одного
Прежние сторонники, даже представители НПО, все громче говорят об ошибках Майи Санду и выражают недовольство действиями режима. Среди прочего называются политическое подчинение ЦИК, некорректная война с прокуратурой, попытка подчинить судебную систему, назначение чиновников без конкурсов, отсутствие консультаций с гражданским обществом, транспарентности, то есть, недемократичных методах правления. Последняя история — назначение Народного адвоката, которое, по словам исполнительного директора Promo-LEX Иона Маноле, было «политическим, скучным, недемократическим».
Вся обстановка в целом уже сформировала серьезное разочарование у граждан, они видят, что страна движется в неправильном направлении. Все больше распространяются настроение и желание сменить власть. И момент, когда этот вопрос станет главным в политической повестке дня, уже не кажется столь отдаленным.
Возникают обстоятельства, когда и партии и гражданское общество, обычные и социальные СМИ, могут объединиться по принципу «все против одного», как это было во времена правления Влада Плахотнюка. Так происходит потому, что Майя Санду и ПДС не смогли стать объединительной силой, строят свою «партию-государство» и превратились в разрушительный фактор. И если все будет продолжаться в том же духе, то разочарование может скоро превратиться в отчаяние с жестким требованием перемен.
Главные надежды возлагаются на левый фланг
В подобной обстановке естественным образом возникает вопрос о главной силе, которая придет на смену действующему режиму.
Пока что правые партии не могут оправиться от шоков, перезагрузиться. Неудачи ПДС также отворачивают от проевропейских сил общество. Поэтому главные надежды пока что связываются с оппозиционными силами, которые находятся на левом фланге.
С другой стороны, явный прозападный крен и неспособность выстроить хорошие, идущие на пользу народу Молдовы, отношения с Востоком, усиливают позиции тех партий, которые выступают за стратегическое развитие связей с Россией и Китаем. И это опять же не унионисты и правые сторонники евроинтеграции, а левые силы.
Что должно произойти на левом фланге, чтобы маятник общественных интересов заметно качнулся в данную сторону. Ведь нужно учитывать, что два последовавших один за другим электоральных цикла сильно утомили избирателя и показали явную апатию именно у сторонников левых партий.
И здесь нам необходимо рассмотреть несколько возможных вариантов развития событий. Некоторые уже озвучиваются представителями ПКРМ и ПСРМ.
Первый вариант
Первый и самый простой вариант – объединение коммунистов и социалистов в одно политформирование. Актуальность подобной идеи может падать и возрастать по мере развития событий. Поскольку ПДС пытается подмять под себя все государственные институты, агентства и общественные системы, то возникает необходимость в едином сильном «кулаке», который может «дать по зубам».
Вместе с тем у партий есть своя идеология, актив, опыт побед и поражений. Кроме того, процесс слияния может потребовать отвлечения сил и внимания от насущных задач. Возникнут локальные очаги противостояния идее слияния. Нужно также иметь в виду, что в данном случае необязательно сложение, увеличение количества приведет к качественным сдвигам.
Очень важный вопрос – самостоятельная перезагрузка проектов ПКРМ и ПСРМ. Ощущается необходимость в очищении и обновлении, как на уровне первичных организаций, так и руководства. Существует определенная усталость от первых лиц политформирований. Это не значит, что они должны уйти из партий. Тем более, что власть объявила охоту на Игоря Додона, Зинаиду Гречаный, Владимира Воронина. И будет крупой ошибкой, когда товарищи по партии в сложный момент отвернутся от конкретных людей, вместо того, чтобы их поддержать. Это может привести к разгрому политформирований. Словом, данный процесс должен быть умным, хорошо продуманным. Но общество хочет получить сигнал, что в партиях происходят благотворные изменения.
«Параллельное правительство»
В качестве примера новых возможностей для лидеров можно привести направление, которое требует значительных усилий в продвижении интересов всей страны. Пожалуй, уже всем понятно, что нынешняя власть не собирается налаживать эффективные отношения с Российской Федерацией. Однако существует экономическая, социальная, культурная, в области здравоохранения и безопасности, миграции потребность в наращивании сотрудничества. Ясно, что такое сотрудничество должно происходить на уровне экономических ассоциаций, социальных, информационных, культурных, экспертных платформ. По существу, необходимо «параллельное правительство», которое будет решать весь комплекс проблем российско-молдавского сотрудничества. Понятно, что подобная формула должна быть принята руководством Российской Федерации, а желание должно быть проявлено определенными силами и людьми в Молдове, способными компетентно решать подобные задачи. Немаловажно и наличие личных контактов. Обе партии способны делегировать своих представителей в подобное «параллельное правительство», орган, координирующий сотрудничество. И это должны быть известные фигуры.
Второй вариант
Второй вариант консолидации левых сил, который сегодня вновь обсуждается лидерами БКС – формирование «открытой платформы». Избирательный блок себя исчерпал, необходимо использовать новые механизмы сотрудничества и реализации задач политического характера. Нужен политический блок, открытый «не только для партий, но и для общественных организаций и для активистов». По существу, требуется широкое социальное движение, способное остановить социально-экономическую деградацию и уничтожение молдавского государства. Партии БКС должны стать базой, но не монопольными руководителями подобного движения. Тогда эта идея может вызвать интерес здоровых сил общества, лидеров мнений, авторитетных личностей на национальном и региональном уровне, но политически не аффилированных.
Формированию подобного движения должна предшествовать широкая дискуссия, а для ее начала необходимо создать организационные и информационные платформы.
Однако практика показывает, что формирование подобных движений – дело очень не простое, трудоемкое, требует от участников честности, открытости, способностей к компромиссам, подавления личных амбиций, общности целей и задач и много чего еще.
Готовы ли к этому партии БКС? Поверят ли в идею другие политические игроки, неправительственные организации и активисты? Вопросов много, и реакция общества на данную идею пока неизвестна.
Третий вариант
Существует и третий вариант сопротивления разрушительным тенденциям, заданным нынешней властью. Это — создание нового политического проекта, где не будет старых лиц, примелькавшихся политических персонажей.
Прежде всего, о желании создать новый политический проект на левом фланге должно быть заявлено. И инициировать процесс могут люди опытные, известные, с организаторскими способностями, способные сформировать актив, найти информационные и, безусловно, финансовые ресурсы открытого типа. Но главное у такой партии должно быть ясное видение и план действий.
Опыт Гражданского конгресса показал, что одного желания, идеологии может оказаться недостаточно. Любой новый политический проект в Молдове встретит недоверие граждан. Сколько уже было создано разного рода партий, а каков результат? Следует иметь в виду и геополитический контекст, кадровый голод, невозможность подключиться к уже существующим источникам распространения информации, так как они контролируются политическими оппонентами, владельцами социальных сетей.
Успех ПДС не должен кого-то слишком вдохновлять. Кадровый потенциал для этой партии через НПО формировался не одно десятилетие, были созданы информационные ресурсы –«независимые СМИ», потрачены сотни миллионы долларов для создания центральных теневых структур и активистов на местном уровне.
Словом, возникает вопрос о выполнимости миссии. Что немаловажно, почти нет времени на реализацию проекта, так как приближается ситуация «цейтнота». Напряжение и недовольство в обществе будут нарастать, а ложка дорога к обеду.
У «гнилого болота» есть своя специфика
Но жизнь всегда выходит за рамки любых прогнозов и требует от нас «ожидать неожиданное». В современном общественном развитии слишком много переменных, явных и скрытых факторов влияния, центров принятия решений, чтобы предугадать все возможные сценарии и повороты в развитии событий.
Но что можно точно сказать: Майя Санду и ее партия не учитывает ошибки правления Влада Плахотнюка. Режим сам формирует и усиливает своих оппонентов, которые в определенный момент станут его «могильщиками».
Точка на временной координате, которая запустит обратный отсчет все ближе. Допущено уже слишком много ошибок, чтобы можно было отыграть ситуацию назад.
Да, в Молдове протестная база очень хилая, сильно разочарование в политиках, «безнадега точка мд» подтачивает силы общества. Но у «гнилого болота» есть своя специфика – в нем можно утонуть или задохнуться от газов.
Сергей ТКАЧ