В Молдове отменила ордер на арест адвоката Анны Урсаки. Об этом 26 мая рассказал генпрокурор Александр Стояногло в эфире передачи «О нас» на телеканале Jurnal TV. В свою очередь адвокат рассказала NM, почему ее дело до сих пор не закрыли, и как это связано с уголовным делом против бывшего генпрокурора Эдуарда Харунжена.
«Прокуроры сняли все ограничения, связанные с Анной Урсаки», — заявил Стояногло. Также он отметил, что прокуратура готова прекратить уголовное дело против нее.
В беседе с NM адвокат пояснила, что в феврале 2020 года суд отменил ордер на ее арест. Через месяц прокуратура отменила запрет на передвижение Урсаки. Таким образом, адвокат может вернуться в Молдову. Однако, по словам Урсаки, ее дело еще не скоро закроют.
Адвокат пояснила, что уголовное дело против нее в 2016 году открыл тогдашний генпрокурор Эдуард Харунжен. Урсаки подчеркнула, что с 4 мая 2015 года возобновлять уголовные дела, у которых вышел срок давности, можно было только через суд.
Урсаки отметила, что, когда должны были рассматривать вопрос о возобновлении ее дела в суде, шесть судей, которым его передавали на рассмотрение, сообщали, что «заболели». Тогда, по словам Урсаки, Харунжен лично подписал указ о возобновлении уголовного дело против нее и тем самым нарушил закон. Адвокат подчеркнула, что у Харунжена «не было полномочий» для таких действий.
«Как только мое дело закроют, они должны будут возбудить уголовное дело против Харунжена», — сказала Урсаки.
Она отметила, что, по ее сведениям, с проверкой ее уголовного дела возникли трудности из-за того, что в прокуратуре «есть жесткая оппозиция, которая защищает Харунжена». Она предполагает, что эти прокуроры попробуют с ней договориться, чтобы она отказалась от своих требований. «Я буду настаивать, чтобы Харунжена посадили», — подчеркнула Урсаки. Также она считает, что к уголовной ответственности должны привлечь прокурора Думитру Штефырцэ, который ведет ее дело.
Кроме того, Урсаки отметила, что две ее жалобы рассматривает ЕСПЧ. Одна из них касается ордера на арест, а вторая — незаконно открытого дела.
Также она отметила, что не хочет, чтобы ее недовольство прокуратурой «связывали с генпрокурором Стояногло». Она добавила, что, по ее мнению, Стояногло добился успехов во многих делах, включая расследование кражи миллиарда и прекращение уголовного дела против главы фонда «Открытый диалог» Людмилы Козловской.
Имя адвоката Анны Урсаки стало широко известно, после того как она стала заниматься громкими делами и открыто выступать против первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. Адвокат Урсаки, в частности, представляла сторону защиты в делах «группы Петренко», лидера «Нашей партии» Ренато Усатого, бизнесмена Вячеслава Платона и других. Кроме того, Урсаки была активной участницей антиправительственных протестов, организованных платформой «Достоинство и правда» и «Красным блоком» Григория Петренко, и публично неоднократно критиковала действующую власть и первого зампреда Демпартии.
В 2016 году правоохранители возобновили рассмотрение уголовного дела, открытого в 1997 году. По этому делу мужа Урсаки обвинили в убийстве и приговорили к 18 годам лишения свободы. Спустя 19 лет Анну Урсаки обвинили в соучастии, а лояльные Демпартии СМИ стали называть ее «адвокатом дьявола».
В ноябре 2016 года Анну Урсаки объявили в международный розыск. В это время адвокат находилась в Европе и решила не возвращаться в Молдову. Она считает, что дело против нее возобновили по личному приказу Плахотнюка.
В мае 2017 года стало известно о новом уголовном деле против Урсаки, по которому ее обвиняют в «использовании служебной информации». Анна Урсаки обжаловала постановление о привлечении ее обвиняемой по этому делу, так как «адвокат не может быть субъектом уголовного преследования по этому обвинению».
Интерпол признал, что в деле Урсаки есть политический подтекст, и отказался ее преследовать.