Многие зрители страстно обсуждают нелепый спектакль «Формула власти» в исполнении партий Игоря Додона, Майи Санду и Андрея Нэстасе, но есть один зритель, которого все это шоу не может не смешить. Его зовут Владимир Плахотнюк. Он владелец и продюсер всего этого цирка шапито под названием «Молдавская политика», и чем закончится все это послевыборное представление, будет решать именно он.
Пока Додон, Санду и Нэстасе занимаются политикой в манере «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я», Плахотнюк продолжает прочно удерживать всю полноту власти. В основу любых прогнозов по поводу того, что будет происходить дальше в Молдове, должен быть положен именно этот краеугольный камень: власть в стране принадлежит Плахотнюку, он эту власть не отдаст, и решать, как смоделировать развитие событий так, чтобы все осталось без изменений, будет он.
«Плахотнюк» — имя нарицательное. В нем как бы сконцентрировалось все зло молдавской политики, все беды населения Молдовы, вся несправедливость несчастного существования этой исчезающей общности. Но как бы его ни демонизировали, он не один. Плахотнюка окружает камарилья, которая вместе с ним контролирует всю систему захваченного государства. Эта клика не отдаст власть, потому что на кону миллиарды евро в форме собственности, схем, денежных потоков и просто наличности.
Карты, деньги, два ствола
Вот лишь некоторые, почерпнутые из открытой печати, штрихи к той капиталистической империи, которую контролирует партия вице-председателя Социалистического интернационала.
Рынок недвижимости. Оценивается в сотни миллионов евро. В одном лишь Кишиневе одновременно строятся, многие из них незаконно, десятки крупных жилых и офисных зданий, стоимость каждого из которых достигает 10 млн. евро. Весь этот бизнес контролируется людьми, приближенными к власти. Только через одну мафиозную схему «Arena Chisinau» у Ставчен было похищено 60 гектаров земли рыночной стоимостью порядка 50 млн. евро. Через программу «Prima Casa» связанные с властью коммерсанты спонсируют из бюджета покупку жилья у своих же фирм.
Продажа гражданства за «инвестиции». Законом, принятым парламентом и подписанным президентом Додоном, утвержден первый лот в 5000 молдавских паспортов, которые иностранцы могут купить за «инвестиции». Нужно внести 100 тысяч евро в специальный государственный фонд и еще на 250 тысяч евро купить или гособлигации, или недвижимость. Общий объем планируемой от этой схемы выручки — 1,75 миллиарда евро. Понятно, что осваивать их, в том числе продавая жилье и коммерческую недвижимость новоиспеченным гражданам Молдовы, будут тоже коммерсанты, связанные с властью. Кроме того, эти новые граждане смогут уже на законных основаниях покупать сельскохозяйственные земли, которые пока еще остаются главным национальным достоянием.
Традиционная «прихватизация». Недавно никому неизвестная болгарская фирма, не имеющая ничего общего с банковским сектором, за какие-то смешные деньги приобрела контрольный пакет акций «Молдиндконбанка», который государство просто отобрало у прежних собственников. До этого все автовокзалы Молдовы были переданы в «частно-государственное партнерство» каким-то непонятным фирмам. Еще раньше Европейский банк реконструкции не побрезговал купить у молдавского государства другой конфискованный у собственника актив — акции «Молдова-Агроиндбанка». Еще раньше у государства умыкнули Кишиневский международный аэропорт. Впереди «прихватизация» «Молдтелекома» и других пока еще остающихся в госсобственности предприятий. Через закон об «амнистии» капитала сомнительные деньги, в том числе незаконно выведенные из банковской системы Молдовы, могут быть возвращены «домой» и использованы для покупки государственных активов и «инвестиций».
Союз олигархов на Днестре. Избрание в «приднестровских» одномандатных округах двух «независимых» депутатов, связанных с кишиневской антироссийской властью, при том, что такое избрание было невозможно без согласия и поддержки тираспольской власти, стало настоящей пощечиной для России. В Кишиневе расширяется сеть магазинов алкогольной продукции, принадлежащих бизнесменам, которые контролируют власть в Тирасполе. Украина, где президентом пока остается еще один олигарх, друг Плахотнюка Порошенко, делает широкий жест, отменяя санкции против Молдавского металлургического завода в Рыбнице. Приднестровье превращается в офшорный рай для майнинга криптовалюты. Там же открываются молдавские магазины беспошлинной торговли. Какие прибыли приносят все эти и им подобные схемы, не узнает никто никогда.
Это лишь некоторые примеры бизнес-схем, которые реализуются людьми, связанными с нынешней кишиневской властью. Эти схемы, пусть и с натяжкой, можно назвать квазилегальными. Но есть еще и чистый криминал — контрабанда, наркотики, секс-туризм, в том числе для педофилов, отмывание денег. Объем этого преступного бизнеса оценить трудно, но никто не поверит, что он не подконтролен молдавским официальным силовым ведомствам и частным военизированным структурам, которые, в свою очередь, «крышуются» политиками.
Даже если бегло перечислить лишь те схемы, что лежат на поверхности, становится очевидным, что речь идет о миллиардах евро. Все эти активы, схемы и потоки не могут не контролироваться действующей властью. Сама эта власть подчинена Демократической партии во главе с Плахотнюком. И вы хотите сказать, что они просто так возьмут и от всего этого откажутся ради каких-то эфемерных «демократии», «правового государства», «европейской интеграции», «освобождения захваченного государства», «справедливости», «законности»?
Политически вся эта мафиозная система прикрыта фиговыми листками парламента, правительства, марионеточных партий и политиков. «Правовое» и силовое прикрытие обеспечивают Конституционный и обычные суды, генпрокуратура, полиция, спецслужбы, антикоррупционные ведомства. Для «правильной» организации выборов имеется ЦИК. За банками и энергетикой присматривают регуляторы — Нацбанк, НАРЭ. Для того, чтобы промывание мозгов населению шло в правильном русле, есть КСТР.
Все это — капитал, собственность, деньги, политическая власть, силовики, пропаганда, регуляторы, криминал — образует просто-таки совершенную систему. И тут появляются какие-то люди, которые говорят: «Надо эту систему менять». Смешно, не правда ли?
Сдувшийся Додон
Плахотнюк согласится на любую модель, которая будет отвечать главному условию — власть должна оставаться в его руках. На сегодня этому условию отвечают три варианта: официальная коалиция с ПСРМ, создание, как в прежнем парламенте, собственного «демократического» большинства из предателей и перебежчиков из других фракций, и досрочные выборы.
Лидер ПСРМ Додон и пошел бы на коалицию с Плахотнюком, но очевидно, что ему не удалось получить на это согласие Москвы. Дмитрий Киселев ясно ему разъяснил: «Плахотнюк — отравленное яблоко», «репутация теряется один раз», «надкусил — и политическая смерть». Под генетическими экспериментами по скрещиванию демократического ежа с социалистическим ужом в виде политического бастарда ДПМ-ПСРМ Москва подписаться не готова.
До сих пор Додон находился в искючительно комфортном положении. Ему много чего дозволялось и сходило с рук. С одной стороны, он получал просто немыслимую поддержку России, а с другой стороны, дома, в Молдове, ему за это ничего не было, потому что тут его поддерживал Плахотнюк. Додона так сильно надували с обеих сторон, что сейчас, когда эта подкачка приостановилась, он не знает, как выпутаться из сложившейся ситуации, выглядит раздраженным, дерганным, пытаясь скрыть растерянность за нарочитой нагловатостью. Как шахматист, он любит повторять, что такой-то и такой-то попал в цугцванг, но сейчас туда попал он сам.
Альянс «пророссийского» президента Додона с российским гражданином Плахотнюком, обвиняемым в Москве в покушении на убийство, создании организованного преступного сообщества и отмывании денег в особо крупных размерах, выглядел бы совсем неприлично. Кроме того, всем ясно, что в геополитическом противостоянии Запада с Россией Плахотнюк находится на стороне Запада, а Додону в системе власти Плахотнюка была отведена роль «пророссийской» подпорки. Ко всему, похоже, что в Москве Плахотнюка считают просто кидалой — что-то обещает, а потом швыряет. Как ни крути, нерукопожатный персонаж. Того гляди, станет еще премьером при поддержке Додона, и как с таким здороваться на каком-нибудь саммите СНГ?
Не учитывать мнение Москвы Додон не может, но игнорировать мнение Плахотнюка не может еще больше. Без поддержки России идти на следующие выборы опасно, но без того, чтобы «на берегу» договориться с Плахотнюком, отправляться в такое плавание еще опасней. В общем, попал Додон в засаду. Выходом из нее мог бы стать спектакль с переходом группы предателей из фракции ПСРМ в плахотнюковское большинство. Такой вариант снова выставит Плахотнюка в неприличном свете в глазах западных «партнеров по развитию», мол, опять он взялся за старое, коррумпирует депутатов. Лучше, конечно, избежать такого развития событий, а то получится, что зря старался отмыться от имиджа бандита, даже депутатом избрался от своего одномандатного округа, какую-никакую легитимность получил, но не удержался, опять пошел по беспределу. Но если, в конце концов, очень надо будет пойти и на такой вариант, чтобы сохранить власть, пойдет и по беспределу, наплевав на все приличия.
Наконец, вариант досрочных выборов. Он гарантирует сохранение власти Плахотнюка, а значит, тоже вполне ему подходит. Внеочередные парламентские выборы можно совместить с очередными местными и растянуть всю эту бодягу еще на год-полтора. Представляете, какой простор для манипуляций и фальсификаций открывает такое демократическое упражнение! Подтянем вверх Шора. Вместе с Шором опустим вниз правых. И Додону с социалистами на их собственной шкуре продемонстрируем, что значит разозлить шефа. Им предлагали пряники, гарантировали второй президентский срок, а они упрямились. Теперь, будьте любезны, отведайте кнута. При смешанной системе, без всяких там экзит-полов, с фальсификациями, каруселями, мертвыми душами, подкупом, без поддержки России и без доброго отношения со стороны Плахотнюка нынешние 35 мандатов покажутся ПСРМ несбыточной мечтой.
В Молдове все должно отаваться под контролем Плахотнюка. ПСРМ Додона не может быть исключением. Отказ заключить сделку с ДПМ будет расценена, как попытка к бегству. За такое «преступление» и наказание полагается соответствующее.
Если есть «захваченное государство», значит, есть и тот, кто его захватил. И тот, кто его захватил, пойдет на все, чтобы все оставалось так, как есть. Тем, кто этого не понимает, надо все популярно объяснить, а тех, кто против этого выступает, следует примерно наказать в назидание другим. Такова она, Молдова Плахотнюка.
Дмитрий Чубашенко