Специалисты связывают проблему с беспорядочным строительством на территории Украины гидротехнических объектов. Известия разбирались, почему Киев и Кишинев не могут договориться.
Здесь рыбы нет
Советник президента Молдовы Корнелиу Попович заявил, что река «демонстрирует низкие показатели». По его словам, специалисты находятся в «состоянии тревожного ожидания», хотя весной ситуация должна быть стабильной, ведь в это время года тает снег.
Журналисты выяснили, чтонекоторые участки пересохли до такой степени, что их можно в буквальном смысле перешагнуть.Например, в селе Наславча, которое на территории Молдовы расположено первым по течению Днестра, жители жалуются, что периодически в русле появляются островки и песчаные отмели, а до середины реки в засуху можно дойти вброд. В районе села Кошница ширина периодически сокращается всего до метра.
Днестр усыхает уже не первый год. На реке значительно пострадали животные и растения. Весной воды должно быть много, она должна растекаться по долинам. Так появляются места для нереста рыбы. «В последние годы нерестилищ не образуется. Это приводит к снижению популяции рыбы. Страдает и растительность, которая на определенной территории имеет свою специфику. Значит, не хватает корма для животных. То есть флора и фауна страдают от отсутствия воды», — объясняет молдавский эколог Владимир Гараба.
Местные рыболовы напоминают, что в середине прошлого века в Днестре водились стерлядь, севрюга, белуга, черноморский лосось. Сейчас им на смену пришли непромысловые виды. В дельте Днестра обитала редкая птица блестящий ибис. Теперь из гнездившихся когда-то 1,5 тыс. пар осталось всего 50.
Обмеление реки угрожает и человеку. Согласно проведенным изысканиям, нехватку питьевой воды может ощутить на себе 10 млн жителей Молдовы, Румынии и Украины. В частности, в резервуарах Кишинева хранится запас воды ровно на два дня. Большие объемы хранить запрещается по санитарным соображениям. Соответственно, при неблагоприятном исходе огромный город может оказаться на грани обезвоживания.
Речной колосс
Днестр течет по территории Украины и Молдовы. Кишинев и Киев обвиняют в обмелении реки друг друга. Украина указывает на загрязнение реки молдавскими промышленными и другими отходами. Молдаване отвечают, что даже серьезное загрязнение не может привести к усыханию потока. В Кишиневе утверждают: проблемы Днестра связаны с тем, что украинцы монопольно управляют колоссальным гидроузлом, расположенным в верховьях реки.
Гидроузел включает ГЭС-1 в Черновицкой области, ГЭС-2 — в Винницкой и гидроаккумуляционную станцию (ГАЭС), расположенную в окрестностях города Сокиряны Черновицкой области. Юридически все три объекта входят в крупнейшую гидрогенерирующую госкомпанию «Укргидроэнерго».
Проект комплекса был разработан еще в советское время. Первую очередь ввели в эксплуатацию в 1980-х годах, и уже тогда возникли экологические проблемы: изменились гидрология и температурный режим нижнего течения Днестра. Осенью и весной температура воды стала выше нормы, а летом — ниже нормы. Резкие перепады приводят к усиленному гниению водной растительности. Кроме того, из-за уменьшения скорости течения реки вода становится более прозрачной. В результате на нижних участках реки бурно растут водоросли, что приводит к заиливанию. Из-за экологических и экономических трудностей строительство было прекращено, но в 2000-х годах Украина реанимировала проект.
В 2016 году Киев принял программу развития гидроэнергетики до 2026 года. Согласно этим планам, в верховьях Днестра — в Тернопольской и Ивано-Франковской областях — должны построить еще шесть полноценных гидроэлетростанций. Изменится и режим работы ГАЭС в Сокирянах. Сейчас там действуют три агрегата, планируется запустить еще четыре. Один в настоящее время достраивается, а сооружение еще трех вроде бы проинвестируют китайцы. По мнению ученых, это окончательно добьет Днестр.
Эколог, директор международной ассоциации Eco-Tiras Илья Тромбицкий объяснил «Известиям», что уже сейчас режим поступления воды в среднее и нижнее течение Днестра нарушен. «Согласно проектным документам, минимальный постоянный санитарный (или критический) пропуск воды должен быть здесь не менее 75 куб. м/с даже в период аномально высокой засухи. Однако, например, в первой половине 2016 и 2017 годов холостой пропуск (мимо турбин) на протяжении 120 дней был около 0 куб. м/с, 79 дней — 2–54 куб. м/с и только один день — 100 куб. м/с», — рассказал эксперт.
Земля в обмен на реку
Для урегулирования споров Украина и Молдова еще в 2012 году подписали договор о сотрудничестве по охране Днестра. Киев ратифицировал его только в 2017 году. «С учетом важности реки и ее притоков как источника питьевого водоснабжения городов Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Кишинев, Бельцы и Одесса складывающаяся экологическая ситуация требует принятия неотложных мер на государственном и на межгосударственном уровне», — отмечалось в пояснительной записке.
Казалось бы, проблемы на Днестре должны были уйти. 26-я статья договора предусматривает создание двусторонней комиссии, в рамках которой будут решатся вопросы использования воды. Предполагается, что каждая страна определит свои приоритеты и согласует их со второй стороной. После такого взаимодействия они вместе выполнят договоренности. Например, договорятся о поступлении воды из ГЭС в Днестр, строительстве очистных сооружений или обустройстве природно-охраняемой территории. По такому принципу на крупных трансграничных реках взаимодействуют европейские страны.
Пока, однако, документ никак не изменил ситуацию. Уже после ратификации договора Киев начал строительство четвертого агрегата ГАЭС. В Молдове считают, что Украину судьба Днестра не особо интересует. На Украине много других полноводных рек. Кроме того, на Молдову приходится только треть протяженности Днестра, поэтому Киев просто не считает нужным согласовывать свои действия. Об этом прямо сказал президент Украинской энергетической ассоциации Василий Котко: «Каждый должен представлять свои интересы. Мы, украинцы, представляем наши интересы. А если в Молдове есть проблемы, пусть она сама их решает».
Для чего же Киев ратифицировал двусторонний договор? Эксперты считают, что украинским энергетическим магнатам нужна площадка для ведения торгов. Дело в том, что для установки всех семи агрегатов на ГАЭС необходимо поднять уровень буферного водохранилища на 7–8 м. Это приведет к дополнительному затоплению местности. Часть территории затопления — около 20 га — относится к Молдове, и Украина рассчитывает взять этот участок земли в аренду. Переговоры об аренде ведутся уже более 10 лет, но молдавские чиновники своего согласия не дают.
«Это практически единственный козырь Кишинева. Благодаря этому участку Киев к молдавским властям вообще прислушивается. Понятно, что в министерстве экологии Молдовы люди понимают масштаб проблемы и выступают против передачи земли. Но на последних парламентских выборах в феврале хороший результат показала партия олигарха, негласного хозяина Молдовы Влада Плахотнюка. Его связывают давние бизнес-отношения с президентом Украины Петром Порошенко. Для олигархов вопросы экологии стоят не на первом месте, им важнее личная прибыль. Не исключаю, что в случае победы Порошенко на новых выборах президента Украины с Плахотнюком они все-таки договорятся», — объясняет Илья Тромбицкий.
Он добавляет, что при негативном сценарии развития событий Днестр будет мелеть всё стремительнее и через некоторое время превратится в цепь озер. Серьезно пострадает сельскохозяйственный сектор — ощутится острая нехватка воды для полива полей. Возможно введение почасовой подачи воды для населения. «Днестр превратится в канаву, где не будет жизни», — прогнозирует эколог.