Конституционный суд (КС) 21 мая рассмотрит запрос о конституционности поправок в закон «О прокуратуре», в результате которых генпрокурора Александра Стояногло назначили на должность в конце 2019. КС объявил об этом на следующий день после того, как Стояногло сообщил о заочном обвинении Владимира Плахотнюка по делу о «краже миллиарда» и о начале ревизионной процедуры по делу Вячеслава Платона, которого приговорили к 18 годам тюрьмы за это самое дело. Newsmaker разбирался, может ли генпрокурор потерять свое место и есть ли связь между его заявлениями и заседанием КС.
В чем дело?
Конституционный суд 21 мая рассмотрит запрос депутатов парламента о конституционности поправок к закону о прокуратуре, внесенных в 2019 году, в той части, которая касается назначения генерального прокурора. Запрос в сентябре 2019 года (тогда и.о. генпрокурора был Дмитрий Робу) подали 13 депутатов Демпартии.
20 мая часть из этих депутатов направила новый запрос в КС.
«Представители Демпартии Дмитрий Дьяков, Александр Жиздан, Павел Филип, Игорь Время, Николай Чубук и Василий Бытка, авторы этого запроса сообщаем о решении отозвать этот запрос», — говорится в обращении.
Отметим, что несмотря на то, что в новом обращении демократы перечислили шесть депутатов, подписали обращение только пятеро из них. Подписи Василия Бытки на документе нет.
Напомним, что 18 мая Бытка объявил о выходе из фракции Демпартии и присоединении к парламентской группе Pro Moldova.
Под сентябрьским обращением в КС остались восемь подписей бывших демократов, присоединившихся к Pro Moldova и партии «Шор». Среди них Владимир Чеботарь, Сергей Сырбу, Владимир Витюк, Виолетта Иванова, Корнелиу Падневич, Элеонора Граур и Василий Быткэ.
Один из авторов запроса Сергей Сырбу в комментарии NM отметил, что отзыв пяти подписей не может повлиять на рассмотрение запроса.
Что говорят политики?
Президент Игорь Додон в эфире Accent TV заявил, что на генерального прокурора оказывают давление, и упомянул в этом контексте предстоящее заседание КС, а также некое заседание суда, назначенное на 25 мая, в ходе которого рассмотрят обращение одного из кандидатов на должность генпрокурора.
«После того, как прокурор пошел жестко, вот эта группировка, мафия, понимая, что не может с ним договориться, не может его „прессануть“, решила прибегнуть к тем же методам, что и всегда. Я очень надеюсь, что КС не будет вмешиваться в эти политические процессы. С другой стороны, через суд, через аннулирование конкурса, в понедельник как-то попытаются отстранить Стояногло», — заявил Игорь Додон.
Как выяснил NM, речь идет о судебном заседании в суде Рышкановки по иску бывшего кандидата в генпрокуроры Эдуарда Булата против министерства юстиции. В этом заявлении Булат оспаривает конкурс по отбору генерального прокурора.
«Я подал заявление в суд 25 ноября прошлого года, тогда генпрокурора еще не назначили», — рассказал Эдуард Булат в беседе с NM.
Сергей Сырбу заявил, что Игорь Додон манипулирует, когда утверждает, что запрос о конституционности поправок к закону о прокуратуре связан с нынешним генпрокурором. «Мы подали этот запрос в сентябре прошлого года, а нынешнего прокурора назначили в ноябре. Более того, если КС поддержит наш запрос, генпрокурор станет еще сильнее. Сейчас его легко можно отправить в отставку, а если признают неконституционными поправки и мы вернемся к норме 2016 года, его сложнее будет отправить в отставку», — отметил Сырбу.
По словам Сергея Сырбу, даже если КС признает неконституционным конкурс на должность генпрокурора, у этого решения не будет обратной силы. «Сам конкурс Конституционный суд не может отменить, так что угрозы для Александра Стояногло нет», — сказал депутат.
Отвечая на вопрос NM, почему запрос о конституционности поправок к закону о прокуратуре рассматривают только сейчас, Сырбу предположил, что это просто совпадение. «Мы подавали много запросов, все их когда-то должны рассмотреть», — отметил он.
Глава фракции партии «Платформа Достоинство и правда» Александр Слусарь не видит рисков, о которых говорит Додон. «Этот запрос рано или поздно должны были рассмотреть, и, если поправки отменят, решение об этом все равно будет применяться только в будущем», — отметил он в комментарии NM.
Слусарь заявил, что президент «уже который месяц занимается продажей воздуха» и сейчас рассказывает о каких-то угрозах для расследования кражи миллиарда.
«Может, ему напомнить, как они сопротивлялись нашему [специальной парламентской комиссии по расследованию мошенничества в банковском секторе ] отчету? Сейчас он большой борец за расследование кражи миллиарда, я не помню его активности по этому поводу раньше, он спокойно принял голоса Канду за его правительство, а сейчас это его конъюнктурная позиция. Он вошел этот клинч с Плахотнюком и панически его боится», — заключил Слусарь.
Депутат партии «Действие и солидарность» (PAS) Сергей Литвиненко считает, что с точки зрения конституционности в поправках к закону о прокуратуре проблем нет.
«Да, то, что случилось с отбором, когда член комиссии, выдвинутый социалистами, кому-то занижал баллы, а кому-то завышал, это неправильно. Но на конституционность это не влияет. Потому что все произошло, как положено, по предложению совета прокуроров генпрокурора назначил президент», — сказал Литвиненко.
Говоря о том, есть ли связь между тем, что КС назначил рассмотрение вопроса о законности поправок, и тем, что за день до этого генпрокурор объявил о заочном предъявлении обвинений Владимиру Плахотнюку и начале ревизионной процедуры по делу Вячеслава Платона, Литвиненко заявил, что «хочет верить, что это попытка уложиться в законные сроки».
«Похожая ситуация была с интерпретацией Избирательного кодекса, когда заявление нужно было рассмотреть срочно, так как истекали законные сроки», — отметил он.
Что думают эксперты?
Глава Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан в беседе с NM отметил, что письмо демократов, входящих в правящее большинство, говорит о том, что они пересмотрели свою точку зрения, а остальные находятся в замешательстве.
«Все смешалось в доме Облонских. Социалисты поддержали назначение генпрокурора, и они не могут это оспаривать. Это интересный казус, закон тогда смоделировали так, что он не противоречил Конституции», — отмечает Боцан.
Он напомнил, что по закону Высший совет прокуроров должен избирать генпрокурора, а в 2019 году законодательство изменили и ввели «первую ступень в виде комиссии по отбору кандидатов».
«Я был в этой комиссии, тогда приняли решение, чтобы в конкурсе участвовало больше кандидатов, все было транспарентно. Мне интересно, как КС это рассмотрит, но придираться тут не к чему. Конституция ничего не говорит о первой ступени отбора, а выбор из четырех кандидатов, как это предусматривает закон, — это выбор, который проводил совет прокуроров», — сказал Боцан.
Политический комментатор Алексей Тулбуре отмечает, что на первый взгляд, связь между этими событиями — заочным предъявлением обвинений Плахотнюку и заседанием КС 21 мая, — очевидна, это выглядит, как контратака со стороны депутатов, подавших заявление.
«С другой стороны, есть аргументы Сырбу, который сказал, что это касается процедур, и у этого решения нет ретроактивной силы. Хочу думать, что если это и атака, то она ничем не закончится», — сказал он.
По его словам, генпрокурор Александр Стояногло, это первый человек в Молдове за 20 лет, который не сделал ничего, что могло бы вызвать недоверие. «Он закрыл некоторые политические дела, есть прогресс в расследовании кражи миллиарда. Он пример того, как должны работать публичные лица», — считает эксперт.
В то же время, Алексей Тулбуре отметил, что сейчас все наблюдают «схватку двух кланов — клана Плахотнюка в лице Канду и Шора и клана Додона».
Президента Игоря Додона Алексей Тулбуре считает «креатурой Плахотнюка» и уверен, что его подняли до политика национального уровня с помощью целого ряда спецопераций, среди которых выход Додона из ПКРМ и голосование за президента Николая Тимофти, снятие партии [Ренато] Усатого с выборов, разрушение ПКРМ в 2016 году и мощная поддержка Додона Плахотнюком на президентских выборах, в результате которых Додона избрали президентом.
«Эти два клана между собой сцепились, и одни хотят вернуться к власти, а другие — контролировать схемы и проявлять независимость в этом смысле», — заключил Тулбуре.