Борис Главан – сын Молдавии, не предавший её врагу. Он предпочёл смерть в борьбе жизни в неволе
24 декабря 2025 года исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Главана, нашего земляка, участника советской подпольной антифашистской комсомольской молодёжной организации «Молодая гвардия».
Именем этого героя, зверски убитого фашистами в 1943 году, после войны 1941-1945 годов во многих населённых пунктах Молдовы назывались улицы, парки, скверы. Но в лихие 90-е годы, в период декоммунизации и дерусификации, фактически все они были переименованы. Осталось всего несколько городов и сёл, где сегодня ещё можно найти улицу Бориса Главана. Историческая правда мало кому нужна в наши дни.
Заводила и душа ребячьей компании
Будущий герой-молодогвардеец Борис Главан родился в 1920 году в большом молдавском селе Царьград Сорокского уезда (сегодня это село относится к Дрокиевскому району. – Прим. автора.) в семье артиллериста Григория Амвросиевича Главана и Зинаиды Трофимовны Главан. Мама была по национальности русской, родом из Ленинграда, папа – молдаванином, уроженцем села Царьград. У супругов был ещё один сын – Михаил, на пару лет младше Бориса. Но братья росли очень дружными, послушными, любили и почитали своих родителей, воспитывавших в них уважение к людям, прививавших любовь к труду, к родной природе.
Детство мальчишек прошло в их родном селе. Борис любил своего младшего брата, много времени они проводили вместе. Так как игрушек в те времена фактически не было (разве что, если кто-то из рукастых родителей сам мастерил что-то своим детям), они придумывали различные увлекательные игры, используя подручные средства. Как описывается на сайте www.molodguard.ru, одна из игр заключалась, например, в том, что братья переворачивали лавки и стулья, имитируя кэруцу, на которой отправлялись в воображаемое путешествие. Впереди за кучера или возничего был Борис, ловко управлявшийся с кнутом, а в качестве пассажира усаживался Михаил с котом в руках. Ему очень нравилось в шутку покрикивать на кучера. Воображаемая поездка сопровождалась смехом и весельем.
Борис был заводилой не только в семье, но и на улице в компании соседских мальчишек. К нему тянулись, прислушивались, уважали за смелость и простоту в отношениях. Поначалу Зинаида Тимофеевна переживала, чтобы старший сын не стал чувствовать своё превосходство над другими.
«Голубоглазый, шустрый мальчишка рос общительным, бойким, и другие дети охотно признавали его заводилой во всех играх. Наблюдая, как тянутся ребятишки к Борису, Зинаида Трофимовна опасалась, чтоб не развилось в сыне чувство превосходства над другими, делилась своим беспокойством с мужем. Как-то Боря пришёл домой заплаканным. Вытирая кулачком покрасневшие глаза, стал жаловаться, что его побил кто-то из мальчишек, желающих стать верховодом в ребячьей компании. Рассказав обо всём отцу, он услышал от Григория Амвросиевича совсем неожиданный ответ: «За дело тебе перепало. Верховодить надо уметь. И запомни: самое последнее дело жаловаться на своих товарищей», – описывала данный эпизод в своей книге «Матери молодогвардейцев» Галина Плиско.
Как закалялись сыновья Главанов
Супруги Главаны с детских лет учили своих детей грамоте. Мальчишки уже в дошкольном возрасте умели читать. Мать Зинаида Трофимовна читала им русские сказки, басни, стихи, отец Григорий Амвросиевич рассказывал молдавские сказки и легенды о смелых гайдуках.
«Хоть сами Главаны и не так уж и грамотными были, но старались пробудить у ребят любознательность, привить им любовь к книге. В свободные вечера Григорий Амвросиевич, хорошо знавший молдавское народное творчество, увлекательно рассказывал сынам о легендарных гайдуках, об их прославленных вожаках – атаманах Кодряне, Тобултоке, Бужоре, о том, как мужественно боролись они против турок и бояр-угнетателей, какие подвиги совершали. От матери ребята узнали русские народные сказки, стихи Пушкина, Некрасова, басни Крылова», – читаем у той же Галины Плиско, цитируемой на сайте www.molodguard.ru.
В школе Борис был дисциплинированным, учился хорошо и подтягивал слабых одноклассников. Авторы биографии героя-молодогвардейца отмечали, что он часто оставался после уроков, чтобы помочь отстающим, симпатизировал и дружил с ребятами из бедных семей и недолюбливал детей богачей.
Борис много читал, в том числе и запрещённую румынскими властями литературу. Да и в целом старший сын Главанов был разносторонней личностью, его способности проявлялись не только в учёбе, но и в других увлечениях – он хорошо играл в футбол, катался на коньках, ездил верхом на лошади. Получалось у него и делать что-то своими руками, мастерить. Например, Борис построил голубятню для голубей, которых любил и возился с ними в свободное время.
Привитая родителями старшему сыну с детства любовь к книге, к учёбе дала свои плоды. После окончания сельской школы юноша мечтал о педагогическом образовании, но это было не по средствам семье Главан. Поэтому осенью 1932 года Борис поступил в Корбульское училище, а через два года перевёлся в Сорокское ремесленное училище, где уже учился его брат.
В училище Борис Главан тоже хорошо учился. Все, кто знакомился с ним поближе, проникались к нему уважением, многие с ним дружили. Один из бывших учащихся Сорокского ремесленного училища Н. Кощуг с теплотой вспоминает о дне знакомства с Борисом Главаном и о первых впечатлениях. Это произошло в 1936 году, в первый день зимних каникул. Оказалось, что в дом, где жили родители Н. Кощуга, заселились и приехавшие в село Главаны. Домой из Сорок братья Главаны и автор воспоминаний ехали на санях, Борис восхищался красотой заснеженной природы, величием и стройностью дубов.
«С той минуты, как я познакомился с ним, он притянул меня какой-то невыразимой привлекательностью, и я почти неотрывно смотрел на него всю дорогу. Боря был красивый парень. Щёки круглые, розовые, светлые волосы и голубые большие глаза. Взгляд его выражал то восхищение окружающей природой, то глубокую задумчивость, передававшуюся непонятным образом и нам, хотя трудно было понять, о чём он так глубоко задумался», – вспоминал Н. Кощуг.
Окончив 4-й курс Сорокского училища, Борис проходил практику на производстве в Бельцах, в частной механической мастерской. Письма родителям он писал редко, но одно из них его мать при жизни хранила долгие годы. Она гордилась тем, что вместе с супругом они правильно воспитали сына, ратующего за справедливость и ненавидящего ложь и обман.
«Одно из писем, присланное Борей после первой практики на производстве, она (мать Бориса. – Прим. автора) хранила долгие годы. Поработав в Бельцах в частных механических мастерских, старший сын писал домой: «Теперь я вспоминаю, как вы, папа и мама, учили меня любить справедливость и ненавидеть ложь и обман. Вспоминаю, как мама рассказывала мне о тяжёлой жизни рабочих на фабриках и заводах при царской власти. Теперь всё это я увидел своими глазами и решил: когда вырасту и стану самостоятельным, всегда буду стараться быть справедливым и помогать бедным», – читаем в книге «Матери молодогвардейцев» Галины Плиско.
В 1937 году Борис Главан окончил обучение в училище, а уже осенью того же года поступил в ремесленное училище в Бухарест, сдав на отлично вступительные экзамены. Мечта стать учителем не покидала Бориса Главана на протяжении всех лет учёбы в Бухаресте. Возможность учиться на педагога появилась лишь в 1940 году, и тогда он перешёл с 4-го курса Бухарестского ремесленного училища на соответствующий курс Бельцкого педагогического училища.
Прерванная мечта
Но в июне 1941 года все мирные планы Бориса Главана, как и миллионов других людей, рухнули. Он отправился добровольцем на фронт в первые же дни войны, записался в истребительный батальон по борьбе с диверсантами, а в августе 1941-го попал в действующую армию. Так как наш земляк одинаково хорошо владел русским, молдавским и румынским языками, его назначили переводчиком при штабе 296-й стрелковой дивизии, о чём он сообщил в письме родителям.
«Дорогие родители!.. Я работаю в штабе дивизии переводчиком румынского языка... Иногда езжу с нашим начальником в разведку на фронт. Сначала был определён на работу писарем в госпиталь. После этого перевели в стрелковую дивизию в химическую роту. В это время мы вели бой под Мелитополем. В этом направлении участвовали румынские части. Наши взяли в плен румынских солдат, но некому было переводить на допросе в штабе дивизии. Мой командир знал, что я владею румынским языком, и рекомендовал меня в качестве переводчика. С конца октября меня взяли в штаб. Через несколько дней мне присвоят звание младшего командира (старшего сержанта). Подал заявление в комсомол», – писал Борис Главан в письме своим родителям 12 декабря 1941 года.
Весной 1942-го Борис Главан вступил в ряды ВЛКСМ, о чём с радостью сообщил своим родным в письме 14 апреля: «Меня приняли в комсомол. Очень рад, что принят в ряды Комсомола и обещаю ещё сильнее бороться против немецких оккупантов».
В его письмах чувствуются переживания за родных и близких ему людей, и боль, гнев и ненависть к фашистским захватчикам, уничтожающим всё на своём пути.
«Что пишет Миша, где находится, как живёт? Как живёте и что делаете? Я очень рад, когда получаю от вас письма, но вы всё-таки мало пишите мне. Как ваше здоровье? У нас погода плохая, грязь по колено. Я бывал в районах, освобождённых нами. Кошмар, что творили немцы, какие гадости! То, что видели мы, это кровь наших советских людей. Дома разбиты, все сгорели, остаётся только зола и пепел. Все эти переживания нашего народа призывают нас на фронте и вас в тылу ещё сильнее работать для полного уничтожения немецкой сволочи. Дорогие родители, пишите побольше. Каждый день по одному письму… Я вам буду присылать деньги, но вы пишите, как будете получать их. Принимайте мою скромную помощь. Знаю, что вам деньги нужны. Пишите побольше про Мишу, очень хотел бы видеть его. Пишите, мама и папа, как можно больше. Привет всем моим знакомым и Вам, передайте привет Марусе. Целую вас крепко и желаю вам здоровья» (письмо от 14.04.1942 г.).
Вышел из окружения – вступил в подпольную антифашистскую организацию
К весне 1942 года Борис Главан уже был младшим лейтенантом, помощником начальника разведки. Летом того же года он попал в окружение, участвуя в тяжёлых оборонительных боях. Борису Главану удалось вырваться из кольца немецких захватчиков, и он решил пробираться в Краснодон, куда ещё осенью 1941 года к брату отца переехали жить его родители.
«А в один из августовских дней на подворье в Первомайке неожиданно появился Борис.
– Откуда ты, Боренька? – всплеснула мать руками, с трудом узнавая в бородаче своего старшего сына.
– Из окружения, мама. Из-под Харькова. Буду пробираться к своим», – так в книге «Матери молодогвардейцев» Галины Плиско описывается момент встречи матери Зинаиды Трофимовны со старшим сыном.
К своим Борис не стал пробираться, так как активно включился в антифашистскую деятельность в самом Краснодоне. Вскоре он приметил красивую девушку, которая жила в доме, что рядом с колодцем, откуда все носили воду. Вернувшись однажды с двумя вёдрами воды, Борис поинтересовался у матери, кто эта «дивчина с длинными косами, большими и красивыми глазами»? Девушка на самом деле хорошая, согласилась тогда Зинаида Трофимовна, добавив, улыбнувшись, что, может быть, когда-то к ней и сватов отправят.
Это была Ульяна Громова – одна из членов комсомольской подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия». С ней Борис познакомился через Анатолия Попова, тоже героя-молодогвардейца, с которым у него завязалась тесная дружба. Их объединяла одна ясная цель, общие интересы и большое доверие друг к другу.
«С Ульяной Громовой Борис познакомился у Толи Попова. Зайдя к товарищу, он увидел, как Уля торопливо спрятала исписанный листок. Позже в разговоре она попросила юношу подробнее рассказать о себе. Борис сказал, что собирается переходить линию фронта. Посоветовавшись со штабом «Молодой гвардии», Анатолий Попов и Ульяна Громова предложили Борису вступить в подпольную организацию. Не раздумывая, он согласился. На квартире у Олега Кошевого Борис Главан дал клятву, которой остался верен до последнего дыхания». («Матери молодогвардейцев», Г. Плиско).
Борис стал пропадать целыми днями, когда прибегал домой, был возбуждённый, голодный и всегда молчал. Мать очень переживала за сына, но не расспрашивала его ни о чём. Однажды сам Борис рассказал ей по секрету, что вступил в подпольную организацию и вместе с другими ребятами борется против фашистов.
Она понимала, что листовки, появляющиеся в городе, это дело рук членов подпольной организации. Зинаида Трофимовна очень гордилась сыном и его товарищами, когда в канун годовщины Октября увидела на здании школы красный флаг: ребята бросили вызов немецким оккупантам, их не испугали чёрная свастика и зверства фашистов. Борис Главан вместе с товарищами не только писал и распространял листовки, но и добывал оружие, как бывший фронтовик, учил ребят обращаться с ним, незаметно и неслышно обходить патруль, снимать охрану. Активно участвовал в подготовке и разгроме вражеских автомашин, освобождении военнопленных.
Преданный, но не предавший
Всё время тревога за сына жила в сердце матери. Недоброе она почувствовала и в первых числах января 1943 года. Зинаида Трофимовна заметила, что её сына что-то угнетает, а он, перехватив её взгляд, шёпотом позвал в сад переговорить. Тогда Борис и сообщил матери, что фашисты арестовали ребят из «Молодой гвардии» – Женю Мошкова, Ивана Земнухова и Виктора Третьякевича. Как выяснилось позже, всех молодогвардейцев выдал Геннадий Почепцов. Именно он отнёс список членов «Молодой гвардии» в гестапо.
Как ни надеялась семья Главан, что их старшего сына минует беда, этого не случилось. Бориса арестовали 4 января, в один день с Толей Поповым. Надежда угасла, когда Зинаида Трофимовна принесла передачу в полицию и увидела на стене на листке из школьной тетради список людей, якобы угнанных в Германию. Среди них значился и её сын Борис Главан. Матери молодогвардейцев не поверили, что их детей отправили в Германию, одна из плакавших женщин в отчаянии крикнула, что их всех расстреляли.
«Каким-то шестым чувством Зинаида Трофимовна поняла: сказанное – правда. Раздавленное горем сердце, казалось, готово было остановиться. Всё ей стало безразличным, ненужным. Оставалось только одно желание – увидеть сына хотя бы мёртвым. Оно и привело её в здание тюрьмы в первый же день освобождения Краснодона Красной Армией. "Найти хотя бы какой-нибудь след", – стучала настойчивая мысль. На двери одной узкой камеры она увидела выцарапанную ногтем надпись: "Взят 4 января 43 года. Борис Главан". Это было его последнее прощальное слово. Что думал он, её сын, когда писал эти слова, о чём хотел сказать в последние минуты жизни? В феврале 1943 года среди изувеченных тел, поднятых со дна шахты № 5, родители опознали Бориса. Мать видела только каштановые волосы Бориса, забитые смерзшимся от крови снегом. Вокруг было всё пусто и беззвучно». («Матери молодогвардейцев», Г. Плиско)
Наш соотечественник Борис Главан был похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона. Его посмертно наградили орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Герой не нашего времени
Но, к сожалению, в Республике Молдова память о Борисе Главане потихонечку стирается. Если раньше фактически в каждом населённом пункте страны были улицы имени Бориса Главана, то в начале 1990-х годов в период декоммунизации и дерусификации почему-то их тоже переименовали. Когда-то в Кишинёве на Рышкановке был парк имени Бориса Главана, но власти решили переименовать его просто в Парк Рышкань. Столичная улица, носившая имя нашего соотечественника – героя-молодогвардейца, была переименована в улицу Елены Алистар.
По некоторым данным, улицы имени Бориса Главана до сих пор сохранились в пяти пригородах муниципия Кишинёв (в Гратиештах, Гидигиче, Трушенах, Криково и в Бубуечь), в Бельцах и в ряде населённых пунктов АТО Гагаузия (Вулканешты, Комрат, Чадыр-Лунга, в сёлах Копчак и Бешгёз).
Село, в котором родился Борис Главан, в 1945 году было названо его именем, но в 1990 году на волне переименования всего советского населённому пункту было возвращено прежнее название – Царьград. В этом населённом пункте в доме, в котором родился герой-молодогвардеец, действует дом-музей. Ещё в советское время на нём была мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1920 году родился Борис Главан – участник подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в городе Краснодоне». В те времена даже был разработан туристический маршрут Кишинёв-Сороки, предусматривающий и посещение музея Бориса Главана. Музей был закрыт в середине 1980-х годов и открыт только в 2012-м. В Царьграде есть и памятник Борису Главану.
И ещё в городе Бельцы, перед зданием госуниверситета им. А. Руссо, где в 1940 году Б. Главан учился в педагогическом училище, установлен его бюст работы знаменитого архитектора Лазаря Дубиновского.

Читать полностью : noi.md