Ранее ZdG писала, что единственный подсудимый по делу о гибели Алексея Веретки в оргеевских кодрах 7-летней давности должен будет отсидеть 8 лет в тюрьме. Бывший депутат Константин Цуцу, а также другие обвиняемые, среди которых и один полицейский, обвиненные в хулиганстве и халатности при исполнении служебных обязанностей, были признаны невиновными.
Апелляционная палата (АП) Кишинева поставила точку в этом деле спустя 7 лет после совершения преступления и спустя два с половиной года рассмотрения в отсутствие правопреемницы жертвы или адвоката, представляющего их интересы. Последнее слушание по делу об убийстве на территории ресторана «Doi Haiduci» в оргеевских кодрах состоялось в АП Кишинева в среду, 17 апреля. Спустя время появился и документ, которым судьи Сильвия Врабий, Стелян Телеукэ и Михаил Дьякону мотивировали свое решение.
«Потерпевшая сторона поражена тем, как были представлены факты и доказательства»
В апелляции, поданной наследницей потерпевшей стороны, адвокаты обжаловали тот факт, что первая инстанция приняла неправомерное решение, а также на то, как действовали прокуроры, которые вели уголовное преследование по данному делу.
«Потерпевшая сторона поражена тем, как прокуратура представила факты и доказательства. Государственный обвинитель представил дело поверхностно и произвольно. Показания подсудимых о том, что они стреляли в воздух, являются абсурдными, данными в судебной инстанции с целью избегания заслуженной уголовной ответственности за предумышленное убийство. Мы обеспокоены тем, как было рассмотрено это дело, и поражены тем, что судебная инстанция проигнорировала все доказательства, здравый смысл и добросовестность. Судебная инстанция поместила в основание оправдательного приговора лишь абсурдные заявления подсудимых о том, что они защищались. Институт самообороны не может быть приведен атакующими в ситуации, когда подсудимые напали на жертву с целью убить и ограбить», – отмечается в апелляции, поданной наследницей потерпевшей стороны. И прокуроры попросили в апелляционной инстанции более суровые наказания: 16 лет для Иона Коркодела, который был наказан 8 годами лишения свободы в первой инстанции, и по 7 лет лишения свободы для Константина Цуцу и других участников инцидента, ранее оправданных Судом Оргеева.
Уголовная коллегия, однако, после того, как заслушала подсудимых, решила, что только Ион Коркодел виновен в том, что попал в жертву. Тем не менее, в мотивировке решения судьи констатируют, что, по сути, жертва Алексей Веретка инициировал конфликт и несет большую часть вины. «Коллегия по уголовным делам, анализируя и оценивая показания свидетелей, указанных выше, сквозь призму положений Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова, с точки зрения их уместности, существенности и допустимости, считают их достоверными и допустимыми, исходя из чего суд сохраняет обстоятельства, установленные первой инстанцией», – уточняют судьи.
Цуцу: «Достал пистолет из кармана и сделал несколько выстрелов вверх»
Они сочли достоверными в том числе заявления Константина Цуцу, который сказал, что, услышав несколько выстрелов и крик Иона Коркодела, «чтобы уладить ситуацию и избежать ранения других лиц, он вытащил пистолет из кармана и сделал несколько выстрелов вверх». Впоследствии Цуцу отметил, что вернулся домой в Бачой, где положил пистолет в сейф, а в ходе расследования полиция изъяла сейф с оружием. Он также добавил, что «после случившегося он не был задержан полицией, добровольно пошел в прокуратуру и не помнит точную дату, когда он сделал первые заявления». Фактически, Константин Цуцу не был найден сразу после инцидента, в отношении него был выдан ордер на арест. Он появился только после того, как магистраты изменили ему меру пресечения, Цуцу был сначала отправлен под домашний арест, а затем освобожден под судебный контроль.
«Апелляционная инстанция выявляет, что доказательства, приложенные к материалам дела, не устанавливают, что подсудимые совершили вменяемые им преступления, однако, Коллегия повторяет, что из доказательственной базы с уверенностью следует, что подсудимый Ион Коркодел совершил убийство лица», – отмечают судьи, которые впоследствии утверждают, что фактически, Цуцу и Олег Прутяну, его венчальный крестный отец, были жертвами. «Во время маневров по разблокировки автомобиля «Jeep» Алексей Веретка и потерпевшая сторона Юрий Матковский проигнорировали тот факт, что два лица – подсудимые Олег Прутяну и Константин Цуцу, находившиеся на пути к машине, оказались под угрозой; эти обстоятельства подтверждаются заявлениями последних двух подсудимых, чьи показания подтверждаются и соотносятся с показаниями заслушанных свидетелей», – мотивируют судьи, которые предъявляют больше обвинений потерпевшему Алексею Веретке.
Судьи: «Выстрелы вверх были совершены не по хулиганским мотивам»
«Кроме того, Коллегия бесспорно установила, что обвинение в части, в которой вменяла, что подсудимые по данному делу «в целях урегулирования конфликта, возникшего между обвиняемым Раду Андрицко и Алексеем Вереткой с целью подавления физической расправы с последним, составили преступный план», не нашло подтверждения, или из доказательств, исследованных или установленных с уверенностью, что обвиняемый пришел в других целях, чем указанные в обвинительном акте в заведении «Safari», соответственно, они не знали о том факте, что Алексей Веретка, с помощью потерпевшей стороны Юрия Матковского, в целях урегулирования конфликтной ситуации, в которую была вовлечена жертва Алексей Веретка, спланировал с подсудимым Василе Кожокару встречу в зоне отдыха, расположенной недалеко от г. Оргеев. Напоминаем, что выстрелы были осуществлены не по хулиганским мотивам, а в целях остановить и пресечь незаконные действия Алексея Веретки в результате его нападения на подсудимых. В противовес обвинению было установлено, что у подсудимых было намерение и желание, чтобы посредством их действий были остановлены незаконные действия Алексея Веретки и потерпевшей стороны Юрия Матковского, чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью людей, присутствовавших на месте событий, которые подверглись нападению последних», – аргументируют судьи из АП Кишинев. Их решение является обязательным к исполнению, но может быть обжаловано в Высшую судебную палату.
Юрий Матковский узнал от ZdG о решении, принятом судебной инстанцией по делу. Мужчина утверждает, что он не появлялся на последних слушаниях, потому что у него больше не было сил после того, как первые слушания по делу постоянно переносились. «Я не могу найти слов, чтобы сказать, что я чувствую. Конечно, я не доволен принятым решением», – уточнил Матковский, утверждая, что видеозапись с места преступления, которая не была рассмотрена в суде, на самом деле показывает правду. Татьяна Веретка, супруга Алексея Веретки, много лет назад уехала в Италию, на работу. В процессе ее представлял адвокат, который, однако, не явился на последние слушания после подачи заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Защитник сообщил нам, что супруга Алексея Веретки решила не комментировать дело.
Напомним, что в 2012 году Константин Цуцу участвовал в драке в Оргееве, в ходе которой был убит молдавский криминальный авторитет Алексей Веретко, известный как «Красавчик». Депутат от Демократической партии подозревался в причастности к убийству Веретко и был объявлен в розыск полицией, на его имя был выдан ордер на арест. Однако, в отношении Константина Цуцу прекратили уголовное преследование после признательных показаний предполагаемого убийцы. Это позволило ему баллотироваться в 2014 году и стать депутатом парламента.
Виктор Мошняг