Потерпевшие по делу «группы Петренко» не пришли 21 декабря на заседание Апелляционной палаты (АП). Подсудимые заявили, что в таком случае проводить слушания нельзя, так как из-за заявлений потерпевших начались судебные тяжбы. Члены «группы Петренко» в очередной раз потребовали отвода судей, но добиться этого не удалось. Как проходил судебный процесс — в репортаже корреспондента NM Надежды Копту.
Потерпевшие по делу «группы Петренко» проигнорировали заседание Апелляционной палаты 21 декабря. В начале слушаний подсудимые и их адвокаты заявили, что рассматривать дело без потерпевших нельзя. Так, Павел Григорчук сообщил, что у него накопились вопросы к управлению электротранспорта, которое к концу судебных разбирательств попало в «список так называемых потерпевших».
В свою очердь Михаил Амерберг отметил, что потерпевшие еще на заседаниях первой инстанции путались в показания. «У меня лично есть вопросы к главе муниципальной полиции Сильвиу Мушуку. На заседании первой инстанции он заявлял, что мы хотели захватить прокуратуру. Я хотел спросить у него, где она находится, и как он пострадал», — сказал Амерберг.
Однако председатель судейской коллегии Оксана Робу не посчитала эти аргументы достаточно весомыми и продолжила заседания. Тогда Павел Григорчук и Александр Рошко потребовали отвода судей. В этот момент Михаил Амерберг сказал шепотом представителю немецкого посольства, который присутствовал на заседании: «Сейчас очень важно, как (судья) отреагирует. Если в ходатайстве откажут, значит, хотят ускорить процесс». Ходатайство подсудимых всё-таки решили рассмотреть. Отвод рассматривала коллегия по главе с судьей Юрием Иорданом.
Александр Рошко заявил, что у него возникли сомнения в объективности судей, в том числе, из-за их решения продолжить заседание без потерпевших. Павел Григорчук добавил, что рассматривать дело без «так называемых потерпевших» нельзя, потому что из-за их заявлений начались судебные тяжбы. Он также напомнил, что судья Робу не раз фигурировала в журналистских расследованиях, а общественность сомневается, может ли она носить мантию судьи. «Вы сами видели, как она приезжает на работу на Gelandewagenе», — добавил он.
Он также попросил приобщить к делу репродукцию картины «Сдирание кожи с продажного судьи», которую на прошлом заседании судьи проигнорировали.
Даже в Северной Корее,заявил Михаил Амерберг, рассматривают все доказательства сторон. «Решение госпожи Робу является неуважительным и незаконным», — не сомневается он. Амерберг наставивал, что хочет задать вопросы Сильвиу Мушуку, «который был единственным из 60 свидетелей, утверждавших, что „группа Петренко“ хотела захватить прокуратуру». «Мы хотим рассмотреть фото и видео, на которых видно, что происходило перед прокуратурой. У нас есть подозрение, что госпожа Робу не намерена и эти доказательства рассмотреть. Кто-то спешит с рассмотрением дела. И мы думаем, что решение будет незаконным», — сказал Амерберг.
В свою очередь Андрей Друзь подчеркнул, что показания свидетелей, которые выступили в АП, не совпадают с теми, которые они давали на заседании первой инстанции. Остальные участники процесса также высказались за отставку судей. Против отвода судей выступила прокурор Валентина Браду. Она заявила, что подсудимые пытаются затянуть рассмотрение дела, а обвинения в адрес судьи назвала клеветой. Адвокат Эдуард Руденко заявил, что прокурор вводит коллегию в заблуждение, и подчеркнул, что именно прокуроры затягивали рассмотрение дела. Павел Григорчук в этой связи добавил, что «все прекрасно помнят, что именно по настоянию прокуроров слушания переносились». «Прокуроры просили больше времени, и даже судьи говорил им „давайте быстрее“, — напомнил он.
«Удивительно, что сторона обвинения не заинтересована в допросе потерпевших, которые пострадали от наших действий. Стороне обвинения и суду неинтересно, что говорят эти люди», — сказал Амерберберг. Он подчеркнул, что сторона обвинения не хочет заслушивать потерпевших, потому, что во время слушаний выясняется, что они «не помнят, не видели и не знают, что произошло».
Действия судей он назвал произволом. «Я думал, что я на дне, но мне постучали снизу», — заключил он.
В отводе судейской коллегии «группе Петренко» отказали. Затем адвокат Андрея Друзя — Николай Вишневский покинул заседание. Он объяснил это тем, что должен уйти на другой процесс. Несмотря на то, что его подзащитный и судейская коллегия были против, Вишневский не вернулся на заседание.
Рассмотрение дела без адвоката решили не продолжать. Следующее слушание по делу состоится 29 января. В беседе с NM Александр Рошко назвал перенос слушаний из-за отсутствия Вишневского «странной метаморфозой». «Если честно, мы мало на что надеялись, учитывая предыдущие тенденции. Мы считали, что суд хотел вынести приговор сегодня, но каким-то чудом прокурор и судейская коллегия согласились перенести заседание», — сказал Александр Рошко.
По словам Григорчука, дело «группы Петренко» — «это лакмусовая бумажка, которая проявляет всю порочность, которая есть в судебной системе Молдовы, потому что нас судят коррумпированные судьи». В беседе с NM он отметил, что на каждом заседании пытается привлечь внимание к тому, что судьи замешаны в коррупционных делах. «Чтобы это доказать не нужно обладать инсайдерской информацией — достаточно просто посмотреть в каких домах они живут, на каких машинах ездят и сравнить с их зарплтами. Из-за этого они и находятся под контролем Плахотнюка. Он знает об их коррупционных скелетах в шкафу, и может помешать их счастливой жизни, поэтому они выполняют все его политические заказы», — уверен он.
Напомним, экс-депутата Григория Петренко и шестерых его соратников задержали 6 сентября 2015 года во время акции протеста у Генеральной прокуратуры. После полугода в тюрьме и двух месяцев под домашним арестом членов «группы Петренко» освободили под судебный контроль. Среди ограничений был запрет участвовать в акциях протеста.
28 июня 2017 года суд сектора Рышкановка приговорил Петренко к 4,5 годам лишения свободы условно и к штрафу 20 тыс. леев за организацию массовых беспорядков (ст. 285 УК). Приговором суда Петренко запрещено покидать территорию Молдовы. Ему удалось выехать из Молдовы и получить политическое убежище в Германии.
Другие члены «группы Петренко» — Михаил Амерберг, Павел Григорчук, Александр Рошко, Владимир Журат, Андрей Друзь и Олег Бузня — тоже получили условные сроки от 3 до 4,5 лет и штрафы. Всем им тоже запрещено покидать территорию Молдовы и участвовать в акциях протеста.
В ходе рассмотрения дела представители Парламентской ассамблеи Совета Европы, правительство Германии и Госдепартамент США признали членов «группы Петренко» политическими заключенными.
Надежда Копту