Молдова может не дотянуть до 2025 года: критический момент наступил, а толчком может стать "жертва режима Плахотнюка-Шора"

Если Ион Стурза придет к власти, то ему сам Бог велел провести объединение Молдовы и Румынии

Молдова может не дотянуть до 2025 года: критический момент наступил, а толчком может стать "жертва режима Плахотнюка-Шора"Молдова может не дотянуть до 2025 года: критический момент наступил, а толчком может стать "жертва режима Плахотнюка-Шора"

Молдова может не дотянуть до 2025 года

Поколения, жившие в СССР, хорошо понят такой момент. Перед тем, как страна развалилась, никто и не представлял, что подобное в принципе возможно. Распад СССР был большой неожиданностью для очень многих и в Советском Союзе, и за рубежом. В похожей ситуации сейчас находятся жители современной Молдовы. Большинству кажется, особенно политикам, что, не смотря на огромные проблемы, страна еще долго будет существовать.
Но есть и иная точка зрения и предпосылки думать иначе. По этой версии Республика Молдова может не дотянуть до 2025 года.

Миллион с румынским паспортом

Давайте проведем определенные расчеты. По данным демографов и статистики к 2019 году численность населения Молдовы составила 2 миллиона 680 тысяч человек.

В то же время по сведениям из официальных источников 520 тысяч к 2018 году получили румынское гражданство, а ожидают завершения натурализации 800 тысяч молдаван. Думается, это цифра выше, потому что миграция из Молдовы не только не сокращается, а лишь увеличивается. А румынское гражданство – отличный шанс выехать из страны и трудоустроиться, поселиться навсегда в другом государстве, где уровень жизни выше, есть стабильность и перспектива. Таким образом, число жителей Молдовы с румынским гражданством может приблизиться через несколько лет к одному миллиону.

Необходим толчок

И эта цифра является критической. Известно, что в Молдове более 700 тысяч – это пенсионеры. Среди них число граждан Румынии совсем невелико. То же самое касается и другого полюса — детей и молодежи. Их примерно столько же, сколько пенсионеров. Таким образом, у нас получается, что именно трудоспособное население, люди, которые на своих плечах держат эту зыбкую конструкцию под названием РМ, имеют румынское гражданство. В критической ситуации их голос будет решающим.

Как они скажут, так и будет.

Вопрос в том, когда возникнет тот самый критический момент. Однако он уже наступил. Потому что те самые 700 тысяч работников несут главное налоговое бремя. Они содержат столько же пенсионеров и 200 тысяч бюджетников. Необходим толчок, чтобы запустить процесс.

Подарок в красочной упаковке

Начало года в РМ ознаменовалось повышенной политической активностью. Такие лидеры как Майя Санду и Андрей Нэстасе уже активно обсуждают тему грядущих президентских выборов. Кто должен быть кандидатом от правых, проевропейских сил? Майя Санду считает, что ее партия, ПДС, может выдвинуть кандидата, способного победить в борьбе нынешнего президента Игоря Додона. И этот человек – сама Майя Санду, потому что она, по ее же словам – «боец».

Андрей Нэстасе полагает, что проевропейские силы должны объединиться вокруг неполитической фигуры.


В свою очередь унионионистские партии, которые сумели объединиться, говорят, что не станут поддерживать Майю Санду.


Так, кто же может стать таким кандидатом, который объединит и ПДС, и ПППД, и унионистов? И такая фигура есть. И этот человек продвигает себя в последнее время очень активно. Он как подарок в красочной упаковке. Кто же он?

Трансформация статуса

Это — бывший премьер Ион Стурза. До ноября 2019 года он был для общества политическим комментатором, который то появляется в информационном пространстве, то исчезает из него. Но в конце ноября ситуация изменилась. Стурза обрел определенный социальный статус – возглавил прозападное НПО – Ассоциацию внешней политики. Общественную организацию со своей историей и постоянным финансированием из-за рубежа.

На эту трансформацию статуса Иона Стурзы мало кто обратил внимание. Хотя это знаковый момент.

Отставка правительства Иона Кику уже этой весной


В последние дни экс-премьер сделал несколько очень важных заявлений.


1. Правительство Иона Кику падет весной этого года. Отправить в отставку нынешний кабмин должны депутаты блока ACUM и Демпартии. И для этого им нужно не так уж много: найти «алгоритм распределения обязанностей» (должностей) в будущем правительстве. По мнению Стурзы (и вероятно его «кураторов» на Западе), Соединенные Штаты не позволят, чтобы в регионе консолидировался режим, зависимый от Российской Федерации. «…Режим, который является продолжением режима Российской Федерации в Молдове, не будет принят США. Если мы не сделаем мирно эту переконфигурацию, тогда у нас будет Майдан. Потому что в любом случае есть часть общества, которая будет активно оспаривать [президенство] Додона».

«Адские условия» для Игоря Додона

2. Стурза настаивает на том, что прозападные и унионистские силы должны «создать Додону адские условия в избирательной кампании, чтобы он не был избран». Следовательно, всем партиям правого фланга, включая ДПМ и унионистов необходимо объединиться и выступить единым фронтом. Сплотиться они могут только вокруг непартийного кандидата. Таким образом, Майя Санду, имеющая наибольший рейтинг среди прозападных политиков, но вносящая раздор, должна уступить место «объединителю». За Майей Санду тянется шлейф ошибок, и здесь Ион Стурза прав. Подобную точку зрения недавно высказал вице-мэр Бухареста Аурелиан Бэдулеску: «Майя Санду и Андрей Нэстасе остались в прошлом», а «бином Майя Санду — Андрей Нэстасе доказал, что не в состоянии ничего делать».

«Виктимизация» Иона Стурзы

3. Ион Стурза сообщил, что он является врагом и «жертвой» режима Плахотнюка-Шора. Олигархи хоть не предпринимали против экс-премьера активных действий («ведь он не ребенок с улицы»), но окружение Плахотнюка и Шора пыталось «закрыть ему рот». По словам экс-премьера, «предпринимались усилия по отправке неких лиц в Бухарест для попытки сбора информации против него, в которых задействовали офицеров СИБ. «Спонсором» этой операции был Илан Шор и представители его медиа-холдинга.

Любой политолог хорошо понимает, что значат эти заявления. Они описываются одним словом — «виктимизация».

Он способен пройтись катком по стране

Таким образом, напрашивается вывод, что Ион Стурза позиционирует себя тем кандидатом, который объединит прозападные и унионистские партии и «создаст Додону адские условия».

Реально ли это? Очень даже. Ион Стурза имеет обширные связи в дипломатических (и не только) кругах стран Запада. Он долго работал в Румынии, является гражданином соседней страны. Ион Стурза способен на решительные действия, что он доказал в бытность премьером страны. Политик стоял у истоков Демпартии Молдовы, активно занимался приватизацией госсобственности.

При нем проданы за бесценок Центральные и Южные энергосети компании «Union Fenosa», разрушена консервная и перерабатывающая промышленности Молдовы. Он способен пройтись катком по стране, особенно не заморачиваясь по поводу последствий.

Шансы есть

Если Ион Стурза станет единым кандидатом прозападных и унионистских сил, у него действительно есть шансы победить на выборах. Потому что его будут поддерживать Вашингтон и Брюссель. А, как мы знаем, на левом фланге единого кандидата не будет. ПКРМ активно атакует Игоря Додона, называет его «нелегитимным президентом», а будущие общенародные выборы — без изменений в Конституции – госпереворотом. Такая же позиция и у недавно зарегистрированной партии коллективного действия «Гражданский конгресс», объединившей бывших молдавских коммунистов. Весьма напряженные отношения сложились у Игоря Додона с лидером «Нашей партии» Ренато Усатым. Конфликты на левом политическом фланге способны сыграть решающую роль на выборах президента. Дезориентированный левый электорат может проявить пассивность и не пойти к урнам. Когда речь идет о перевесе в один-два процента, то цена каждого голоса очень высока.

Вот почему можно утверждать, что единый кандидат о правых и унионистских сил имеет реальный шанс на победу.

Будущий президент от правых может инициировать «унирю»

Захват власти прозападными силами может быть как мирным, так и с элементами протестов и насилия. Да, граждане Молдовы не очень активны, они сильно разочарованы в политиках. Но им на помощь могут прибыть ультранационалисты из Румынии, и что очень вероятно из соседней Украины. Напомним, что украинских ультра занесло на протесты даже в мятежный Гонконг.

Если такой человек как Ион Стурза станет президентом, то ему сам Бог велел провести объединение Молдовы и Румынии. К тому времени число бессарабцев с румынским гражданством приблизиться к миллиону. А это критическая масса. Сегодня даже некоторые русскоязычные граждане не против «унири». Молдова многим представляется неудавшимся государством, не имеющим перспективы.

Момент «Х» приближается

Есть ли у такого сценария шансы на реализацию? Безусловно, есть. И Игорю Додону для того, чтобы выйти победителем, когда все политические силы настроены против него, нужно быть очень ловким и точным. Как канатоходцу.

Обратный отсчет пошел. Ион Стурза уже объявил момент «Х» — весна 2020 года.

Как показала история последних десяти лет, в Молдове может произойти госпереворот в любой форме. В виде майдана, захвата государства, «кражи века», передачи иностранцам всей банковской системы и другими самыми невероятными способами, типа политического перформанса. Граждане Молдовы — это пластилин, из которого можно вылепить любую фигуру. Даже фигу.

Сергей ТКАЧ 

Источник: mejdurecie.md
Вернуться назад