Когда для Додона нормой является нарушение Конституции по заветам Плахотнюка, очень важно, как поведут себя остальные потенциальные кандидаты в президенты, повторят ли они ошибку 2016 года или все же попытаются внести ясность в вопрос о способе избрания президента.
Об этом публицист Дмитрий Чубашенко написал в своей статье "О бойкоте "кривых" выборов президента a-la Plahotniuc".
Чубашенко отмечает, что главной инициативой гражданского общества Молдовы в 2019 году был призыв к созданию альянса ПСРМ с ACUM с целью избавления страны от режима Плахотнюка. "Проведение в 2020 году президентских выборов по правилам, установленным этим самым режимом, будет издевательством не только над гражданским, но и над всем обществом. Возвращение президентских выборов в конституционное русло, а в случае, если Додон этого не допустит — бойкот антиконституционных президентских выборов, — должно стать главным пунктом политической повестки 2020 года в Молдове", - пишет Дмитрий Чубашенко в своей статье, полный текст которой приводится ниже.
"Главным политическим событием наступившего 2020 года в Молдове считаются очередные выборы президента. По закону, они должны состояться в промежуток с 23 октября по 23 ноября. Но если по срокам выборов все понятно, по поводу способа их проведения пока ничего не ясно.
Предыдущие выборы главы государства прошли по правилам Плахотнюка, которые были установлены решением Конституционного суда от 4 марта 2016 года о "восстановлении" прямых выборов президента, отмененных парламентом в 2000 году. КС не имеет права менять Конституцию, но он это сделал. Менять Конституцию можно путем принятия конституционного закона большинством в 2/3 голосов депутатов или на всенародном референдуме. В 2016 году Конституцию поменяли четыре судьи КС, которые своим решением отменили конституционную реформу 2000 года о переходе к избранию президента в парламенте, определили, как должен выглядеть пересмотренный текст Основного закона, обязали "Официальный монитор" его опубликовать и указали парламенту и ЦИК, по каким правилам должны быть проведены президентские выборы. До этого решения КС в Молдове была одна Конституция, а в результате этого решения появилась другая Конституция, в соответствии с которой в октябре-ноябре 2016 года и были проведены выборы президента.
Тогда, в условиях захваченного государства, выборы и не могли пройти иначе, чем по правилам Плахотнюка. Единственной альтернативой был бойкот, но на него сподобилась одна лишь ПКРМ. Остальные включились в избирательную гонку. ЦИК организовала проведение выборов, а КС утвердил их итоги. Зарубежные "партнеры по развитию" идею бойкота не поддержали и результаты выборов тоже признали, придав им определенную международную легитимность.
Сегодня ситуация другая. После ухода Плахотнюка никто насильно не заставляет молдавских политиков снова проводить выборы президента по правилам, установленным четыре года назад беглым олигархом. Сегодня у молдавских политиков есть выбор из нескольких альтернативных вариантов.
Первый — инициировать переход к прямому избранию президента в соответствии с законной процедурой. До очередных выборов принять конституционный закон уже не удастся, но запустить этот процесс никто не мешает.
Второй — новый КС по собственной инициативе высказывается по поводу законности решения старого КС от 4 марта 2016 года. То решение может может быть или отменено, или оставлено в силе, но в любом случае появится хоть какая-то ясность.
Третий — если КС будет и дальше отсиживаться в стороне и отмалчиваться, политики, которые планируют участвовать в президентских выборах, могут обратиться к КС с запросом, чтобы тот все-таки высказался по этой проблеме. Помимо запроса в молдавский КС, можно также обратиться к Венецианской комиссии с просьбой провести экспертизу решения КС от 4 марта 2016 года и объявить свое мнение по поводу его законности. Опять же, решения КС и ВК могут быть как в пользу сохранения прямых выборов по правилам Плахотнюка, так и за их отмену. Заранее неизвестно, какими будут эти "приговоры", но обратившись в КС и ВК, потенциальные кандидаты в президенты смогут хотя бы соблюсти приличия, не бросаться без оглядки в президентскую гонку, а прикрыться вердиктами КС и ВК.
Наконец, четвертый вариант — это бойкот "кривых" выборов президента в случае, если никто не захочет использовать первые три опции.
Один из претендентов на пост президента, Додон, уже безапелляционно заявил, что он категорически против отмены решения КС от 4 марта 2016 года. Додон намерен баллотироваться и на второй срок по установленным Плахотнюком правилам. Он даже называет дату таких выборов — 8 ноября 2020 года. Новый КС, заявил Додон, не станет пересматривать решение старого КС о способе избрания президента. Само требование внести ясность в процедуру проведения очередных президентских выборов Додон называет "провокацией".
Позиция, занятая Додоном по этой проблеме, лишний раз подтверждает полное отсутствие у него каких-либо проблесков правосознания. Какое право он имеет решать за КС, какие вопросы тому рассматривать, а какие нет? Может, судьи КС все-таки надумают высказаться по поводу решения старого КС от 4 марта 2016 года, но Додон уже ультимативно заявляет: нет, КС этого делать не станет. По закону, КС — единственный орган конституционной юрисдикции в Молдове, он независим от любой другой публичной власти, подчиняется только Конституции и гарантирует ее верховенство. Но Додон подменяет собой КС, заявляя, что тот не станет пересматривать плахотнюковские правила избрания президента. Называя дату проведения выборов, Додон подменяет собой и парламент с ЦИК. Он кем вообще себя возомнил?
Недавно Додон подставил СИБ, публично объявив о том, что спецслужба докладывала ему о встречах экс-премьера Майи Санду с Натаном Ротшильдом по поводу концессии Кишиневского аэропорта. СИБ поторопилась дезавуировать заявления Додона, высказавшись в том смысле, что у господина президента словесное недержание, он сам не понимает, о чем говорит, молотит ерунду. В СИБ прекрасно понимают, что после откровений Додона следовало незамедлительно возбуждать уголовное дело либо по факту незаконной слежки за главой правительства со стороны самой спецслужбы, либо в отношении самого президента за разглашение им государственной тайны, к которой относятся сведения о методах и результатах работы СИБ. Президент был выставлен в роли несерьезного хвастуна, который не умеет держать язык за зубами. Только после того, как его грубо одернула сама спецслужба, Додон прекратил бахвалиться тем, что он в курсе тайных переговоров Санду.
На днях и Национальный банк опроверг заявление Додона о том, что валютные резервы страны могут быть использованы на инфраструктурные проекты. Такое использование резервов незаконно, объявил НБМ, и опять вышло, что Додон показывает свою некомпетентность и говорит что-то несуразное, как и в истории со слежкой за Санду с Ротшильдом.
Это лишь последние из многочисленных подтверждений того, что, если законы для кого-то и писаны, то этот кто-то точно не Додон. Упорство, с которым он продолжает настаивать на продолжении начатого Плахотнюком попрания Конституции, не удивляет. Для Додона требование соблюдать Основной закон — это "провокация". Нормой для него является нарушение Конституции по заветам Плахотнюка.
В ситуации, когда на соблюдение законов, в том числе Конституции, Додоном рассчитывать не приходится, очень важно, как поведут себя остальные потенциальные кандидаты в президенты, повторят ли они ошибку 2016 года или все же попытаются внести ясность в вопрос о способе избрания президента. Если такая ясность будет внесена, будь то самим КС или ВК, это снимет напряжение, выборы-2020 не будут выглядеть, как реплика порочных выборов-2016. Если же Додон будет и дальше настаивать на выборах по системе Плахотнюка, оказывая давление на КС и отказываясь обращаться в ВК, тогда у любого приличного политика, уровень правосознания которого хоть немного выше, чем у Додона, не останется другой альтернативы, кроме бойкота таких "кривых" выборов.
Решающее слово в вопросе о том, по какому варианту будет развиваться вся эта история с президентскими выборами, принадлежит главному потенциальному контркандидату Додона — Санду. Понятно ее желание принять участие в президентской гонке, взять реванш у Додона, освободить молдавскую политику от этого становящегося все более неадекватным персонажа. Но достичь своей цели Санду может двумя способами — участвуя в выборах или бойкотируя их. Если не будут сняты сомнения по поводу законности и корректности выборов, участвовать в них смысла нет. Тогда останется бойкот.
Додон рассчитывает, что Санду, как и другие потенциальные претенденты на президентский пост, слепо выберут вариант участия в выборах в расчете на победу в них. "Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик", — говорил герой Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола". Додон делает ставку на тщеславие оппонентов, на их обиду, жажду реванша, желание отомстить. Для него критически важно затянуть их в ловушку участия в выборах по правилам Плахотнюка и попытаться победить соперников по этим самым правилам.
Если Санду избежит этой ловушки и выберет альтернативный путь бойкота президентских выборов a la Plahotniuc, это будет приговор Додону как политику. Формально процедура выборов может быть соблюдена, но они не будут легитимными, и их результаты никто не признает. Если от участия в таких порочных выборах откажется Санду, то ее поддержат и другие ключевые кандидаты — от платформы DA, "Нашей партии", ПКРМ, Партии Шора, унионистов. В итоге контркандидатами Додона могут остаться лишь представитель ДПМ и независимые городские сумасшедшие. Это будут не выборы, а фарс. В случае агитации за бойкот выборов со стороны ведущих оппозиционных сил явка не превысит 1/3, что будет означать провал первого тура выборов. Придется проводить повторные выборы, в ходе которых нижнего порога явки нет. Додона могут избрать президентом, но проголосует за него не более 1/5 от общего числа избирателей. Такие выборы, и такой президент априори не будут легитимными. Легитимность — это авторитет власти, готовность народа выполнять ее решения. Если выборы будут бойкотировать политические силы, представляющие интересы 3/4 населения, и если в результате будет избран президент, представляющий интересы 1/5 населения, то это будут фейковые выборы. КС не утвердит результаты таких выборов, поскольку, как минимум, 3 из 6 судей КС откажутся это сделать. Международное сообщество эти выборы также не признает. Избранный таким способом президент будет самозванцем, решения которого никто не будет исполнять.
Участие Санду в президентских выборах по правилам Плахотнюка Додона не пугает. Напротив, он больше всех заинтересован в том, чтобы Санду приняла участие как раз в таких выборах. Это придаст им легитимность, в которой крайне нуждается Додон. Только так реставрация системы Плахотнюка, пусть и в более мягкой версии, начатая Додоном под занавес 2019 года, сможет быть продолжена и в 2020 году.
Страшный сон Додона — это как раз неучастие Санду в сомнительных президентских выборах, которые проводятся в соответствии с незаконным решением КС от 4 марта 2016 года. Бойкот таких выборов со стороны Санду автоматически повлечет за собой неучастие в этом маскараде других ведущих игроков, общенациональную кампанию анти-Додон, отсутствие явки и непризнание итогов выборов КС и международным сообществом.
Главной инициативой гражданского общества Молдовы в 2019 году был призыв к созданию альянса ПСРМ с ACUM с целью избавления страны от режима Плахотнюка. Проведение в 2020 году президентских выборов по правилам, установленным этим самым режимом, будет издевательством не только над гражданским, но и над всем обществом. Возвращение президентских выборов в конституционное русло, а в случае, если Додон этого не допустит — бойкот антиконституционных президентских выборов, — должно стать главным пунктом политической повестки 2020 года в Молдове."
Источник