Илона Шор: безутешная вдова или серый кардинал в юбке? Часть 2. .


Имя бизнесмена и политика Илана Шора – главного фигуранта доклада Kroll о “краже века” и одного из основных обвиняемых в деле о банковских хищениях - постоянно на слуху.

Однако, как утверждают знающие люди, активным разработчиком многих афер, провернутых в разные годы компаниями, входившими в “Shor Holding” - от приобретения профсоюзной недвижимости за бесценок до “миллиарда”, была и мачеха предпринимателя,  Илона Шор.

Участие в “Ландромате”

Помимо вывода крупной денежной суммы из страны, Илан и Илона Шор вместе с Вячеславом Платоном активно участвовали и в крупнейшей в истории СНГ операции по отмыванию денег, получившей название “Ландромата”, “русской прачечной” или “мегапрачечной”.

Впервые про “Ландромат” стало известно всё в том же приснопамятном 2014 году, когда российская “Новая газета” и международная организация журналистов-расследователей (OCCRP) обнародовали отмытую в 2010-2014 гг. сумму в 20 млрд. долларов, описали схему, по которой работали предполагаемые мошенники (фиктивные договора займа между зарубежными компаниями-пустышками, российские и молдавские поручители, “вынужденные” погашать несуществующий заём), и назвали главных участников махинаций – молдавский Moldindconbank и латвийский Trasta Komercbanka.

Как отмечалось в проведённом расследовании, “Ландромат” действовал на протяжении четырёх лет и позволял лицам с сомнительной репутацией, использовавшим одну и ту же схему, отмывать деньги “в промышленных масштабах – таких, что превышают ВВП многих стран мира”. В этой схеме участвовали десятки российских банков, а также банки Молдовы и Латвии; молдавские судьи и судебные приставы; нищие номинальные директора из украинских деревень; и такие же номинальные управляющие с крошечных островов Карибского бассейна.

А началось расследование, обернувшееся масштабным скандалом, с того, что молдавские журналисты из OCCRP обратили внимание на необычные судебные решения, принимаемые судьями из разных регионов РМ. Они обязывали российские фирмы выплачивать огромные суммы (доходившие до 800 млн долларов) офшорным компаниям.

“Даже беглое изучение этих приказов не оставляло сомнений – речь идёт о каком-то мошенничестве: российские фирмы имели признаки однодневок и были зарегистрированы на граждан Молдовы и Украины из маленьких отдалённых сёл; у офшорных компаний отсутствовали активы, а обороты равнялись нулю, то есть официально они не вели никакой хозяйственной деятельности. И несмотря на всё это, молдавские судьи штамповали судебные приказы на сотни миллионов долларов в пользу истцов, и при полном согласии ответчиков”, - отмечалось в материале “Новой газеты”. Кстати, по одной из версий, одним из источников происхождения денег, отмытых через “Ландромат”, могли стать олимпийские проекты в Сочи.

“Группа компаний Шора” активно участвовала в данной “мегапрачечной”. Согласно расследованию Rise Moldova, по меньшей мере шесть компаний, связанных с семьёй Шор, использовали средства, прошедшие через “Ландромат”. Согласно банковским данным, оказавшимся в распоряжении Rise Moldova, удалось установить, что фирмы-фантомы из Великобритании и Новой Зеландии несколькими траншами перевели на счета Shor Holding 22 млн долларов.

Так, по данным Rise Moldova, фирма Seabon Limited, зарегистрированная в Великобритании, в апреле 2013 года по итогам прошедшего в Молдове судебного процесса получила фиктивный долг в 700 млн долларов, выплаченный пятью российскими компаниями. Данная сумма поступила на счета британской компании несколькими траншами. Одна из транзакций прошла 28 июня 2013 года, когда из России на счёт Seabon Limited, открытый в Moldindconbank, было перечислено 12,8 млн долларов. В этот же день Seabon Limited осуществила несколько переводов. Одной из транзакций стало перенаправление 845 тыс. долларов на счёт молдавской компании Dufremol (владелицей которой, напомню, являлась Илона Шор) в Unibank-е с назначением платежа “для ноутбуков”.

В декабре 2013 года та же Seabon Limited на основании другого судебного решения по ещё одному разбирательству, проходившему в рамках “Ландромата”, получила транш в 33,5 млн долларов из общей суммы около 900 млн долларов. В этот же день Seabon Limited перечислила 9,6 млн долларов молдавской фирме Ghermivali с указанием назначения платежа “для компьютерной техники”. ООО Ghermivali также управлялась семьей Шор: в своё время она была создана Мироном Шором, а Илона Шор (Фоменко) на протяжении 10 лет была соучредителем данной компании.

Деньги, прошедшие через “Ландромат” использовала и компания “Infoton-com”. Это та фирма, которой летом 2011 года была перепродана гостиница “Космос”. Причём отмываемые средства “Ландромата” поступали в “Infoton-com” из нескольких источников – 1 млн долларов “для строительных материалов” в апреле 2011 года ей перечислила Seabon Limited (а через пару месяцев после этого перечисления “Infoton-com” стала собственницей гостиничного комплекса “Космос”), а в июне 2013 года на счета компании поступило более полумиллиона долларов от британской фирмы Westburn Enterprises Limited, которая в свою очередь получила 2,9 млн долларов от Seabon Limited. “Infoton-com” также входит в группу компаний Илана Шора.

В ноябре 2013 года новозеландский офшор Chester NZ Limited перечислил на счёт молдавской компании Nobil Air 1,6 млн долларов, из 2 млн долларов, которые в этот же день поступили на её счета в Moldindconbank от компании Valemont Properties LTD, также замешанной в схеме по отмыванию денег. Nobil Air была создана сестрой Владимира Плахотнюка Верой Морозан, но на момент сделки с Chester NZ Limited, как отмечалось в расследовании Rise Moldova, авиакомпания через посредников уже принадлежала семье Илана Шора.

Ещё одной фирмой из “группы компаний Шора”, задействованной в отмывании российских денег, являлось ООО “Molint Grup”. Директором данной фирмы значится Галина Клименко – жена председателя так называемого “Конгресса русских общин” и бывшего председателя движения “Равноправие” Валерия Клименко, у которого Илан Шор позаимствовал партию для того, чтобы сначала стать мэром Оргеева, а потом пройти в парламент. В декабре 2013 года британская Westburn Enterprises Limited получила на свой счёт от Seabon Limited и судебного исполнителя Светланы Мокан около 17 млн долларов. В этот же день она перечислила ООО “Molint Grup” более 6 млн долларов.

Ну а в феврале этого года, когда появилась информация, что супруга Илана Шора Сара Шор, больше известная как певица Жасмин, подала заявку на получение молдавского гражданства через инвестиции, адвокат Вячеслава Платона Ион Крецу заявил телеканалу Jurnal TV, что компания Жасмин под названием “Шор Сара Львовна”, зарегистрированная в Российской Федерации, также была вовлечена в схему кражи миллиарда из банковской системы Республики Молдова и в схему отмывания денег “Ландромат”. 

Социальные проекты и финансирование партии “Шор”

В политику Илан Шор, как известно, пришёл не от хорошей жизни, а спасаясь от тюремного заключения и конфискации активов и имущества по делу о “краже миллиарда”.

Политиком бывший мэр Оргеева стал летом 2015 года – после того, как в мае 2015 года суд столичного сектора Буюканы поместил его под домашний арест на 30 суток. Илан Шор был главным подозреваемым в деле о краже миллиарда долларов из финансово-банковской системы согласно отчёту международной аудиторской компании Kroll.

Согласно избирательному законодательству, в период избирательной кампании баллотирующиеся кандидаты не могут быть уволены, переведены на другую работу или должность без их согласия, привлечены к уголовной ответственности, арестованы, задержаны или подвергнуты административным санкциям без согласия зарегистрировавшего их избирательного органа. А в это время в Молдове как раз проходила предвыборная кампания всеобщих местных выборов, и Илан Шор тут же объявил о намерении баллотироваться в мэры Оргеева. Однако для сбора необходимого количества подписей, чтобы зарегистрироваться в качестве независимого кандидата, времени у него не было, поэтому, договорившись с председателем общественно-политического движения “Равноправие” Валерием Клименко, Илан Шор стал баллотироваться в примары от этого политформирования.

Данный политический симбиоз свою задачу выполнил: Илан Шор не только стал мэром Оргеева - из него стали лепить “невинно пострадавшую политическую жертву властей”. Однако должность градоначальника не спасла предпринимателя от судебного приговора: в июне 2017 года он был осуждён на 7,5 лет тюремного заключения.

К этому времени оргеевский градоначальник уже плотно сидел на крючке Владимира Плахотнюка, который не возражал против освобождения Шора из-под ареста до вынесения окончательного решения суда, и его прохождения в парламент для получения депутатского иммунитета, взамен на выполнение ряда политических услуг. Так, политик Илан Шор со своей партией должен был активно нападать на “борцов с режимом” в лице партий PAS и DA, троллить созданное ими движение национального сопротивления ACUM, а на парламентских выборах оттянуть часть голосов у социалистов. 

  Для того, чтобы выполнить эти задачи и добиться для себя депутатского иммунитета, нужны были деньги. Большие деньги. Общественно-политическое движение “Равноправие”, хоть к этому времени и существовало 20 лет, звёзд с неба никогда не хватало. Лучший результат на парламентских выборах – 2,83% в 2005 году, а в ходе всех остальных избирательных кампаний оно не дотягивало даже до 1%. Готовясь к парламентским выборам-2019, обновлённое “Равноправие”, которое в 2016 году стало называться партией “Шор”, сделало ставку на пожилой электорат и социально уязвимые слои населения (отсюда и масса социальных проектов, а также сеть социальных магазинов “Merisor”, запущенных Иланом Шором по всей стране). А это не та категория населения, которая будет приносить в политформирование деньги. Поэтому, чтобы раскрутиться и к парламентским выборам довести рейтинги партии до проходных 4-6%, Илан Шор стал активно использовать средства принадлежащих ему компаний и часть денег из украденного им миллиарда.     

Так, в 2018 году партия “Шор” получила 14,9 млн леев в виде пожертвований со стороны частных лиц, членов партии и четырёх фирм. Почти половину этой суммы в партийную кассу внесла мачеха предпринимателя Илона Шор. Компании Dufremol и Avantage, в которых она была указана как учредитель и директор, перечислили для нужд формирования 2,46 млн и 2,35 млн леев соответственно. 2,4 млн леев было передано партии “Шор” со стороны ещё одной фирмы, администрируемой Илоной Шор – ООО DFM (дочерняя компания Dufremol).

Также Илона Шор значилась самым крупным частным спонсором политформирования. Согласно финансовому отчёту, предоставленному в ЦИК, пожертвования от отдельных лиц и членов партии “Шор” в 2018 году составили более 4,6 млн леев. Самое крупное денежное пожертвование со стороны физических лиц – 300 тыс. леев - было сделано Илоной Шор.  

Мачеха бывшего примара Оргеева и управляемые ею компании были и основными спонсорами предвыборной кампании партии “Шор” на парламентских выборах 24 февраля 2019 года. У партии “Шор” был второй после ДПМ по размеру предвыборный бюджет – 19,9 млн леев. Согласно финансовым отчётам, Илона Шор в качестве физлица, пожертвовала на предвыборные нужды своего пасынка 340 тыс. леев (источником происхождения средств указана зарплата). Ещё 695 тыс. леев были перечислены ею от имени фирмы DFM.

Социальные и инфраструктурные проекты предвыборного характера Илан и Илона Шор осуществляли через общественную организацию “Pentru Orhei”, в которой Илона Шор занимала должность председателя. Как утверждал Илан Шор, деньги данная организация получала “от честных компаний, которые платят налоги в госбюджет”. “Это честные компании, которые не переводят свои деньги в офшоры, а отдают их общественной организации”, - говорил он. Однако есть подозрение, что в “Pentru Orhei” прокручивались средства из украденного миллиарда. 

На деньги данной организации для нужд Оргеева было приобретено 40 автобусов марки Hunday и покрывались расходы по обеспечению бесплатного перевоза граждан в городе в часы пик (это новшество было введено как раз перед парламентскими выборами), реализовывались инфраструктурные проекты в населённых пунктах, где примарами были представители партии “Шор”, перед выборами к зарплате сотрудников оргеевских детсадов стали доплачивать дополнительную сумму в размере 1000 леев, а также выделили оргеевским детсадам дополнительно по 200 леев на ребенка, чтобы освободить родителей от взносов средств в родительский фонд. 


Также Илона Шор выступила в качестве генерального спонсора оргеевского парка развлечений OrheiLand, который был открыт 1 июня 2018 года.

Что с Шоров возьмёшь?

14 июня, когда стало известно, что Демократическая партия и Владимир Плахотнюк не удержатся у власти, Илан Шор и его семья покинули страну. Семья Шора вечером 14 июня на частном самолете вылетела в Москву, а Илан Шор отправился в Израиль: в январе 2015 года ему запретили въезд в Российскую Федерацию на шесть лет с формулировкой “угроза национальной безопасности”. Одной из причин, сделавших Шора невъездным в России, мог стать ущерб, нанесенный им ряду российских банков в рамках “Ландромата”.

Нынешнее руководство Республики Молдова с различных трибун уже два месяца грозит вернуть Илана Шора в страну, посадить, наказать и возвратить кишинёвский аэропорт в “эксклюзивную собственность государства”. А премьер-министр Майя Санду к тому же обещает “очень скоро” ещё и обнародовать схему незаконного ввоза товаров, продававшихся в шоровских магазинах беспошлинной торговли. По её словам, 75% из них импортировались незаконно.  

Однако по большому счёту с Илана Шора сейчас мало что можно взять. От своего бизнеса в Молдове, в том числе магазинов Duty Free, владелицей которых была его мачеха Илона Шор, экс-примар Оргеева поспешил избавиться ещё задолго до того, как ПСРМ, PAS и Платформа DA договорились о коалиции, а за рубежом предприимчивое семейство наверняка поспешило замести свои финансовые следы.

Так, в апреле текущего года, когда стало ясно, что Демократическая партия не сможет сформировать коалицию для удержания власти, Илан Шор продал “семейную” компанию Dufremol и 12 магазинов беспошлинной торговли гражданину Болгарии Марко Тодорову. Болгарские журналисты-расследователи обнаружили, что Тодоров в прошлом неоднократно имел проблемы с финансовыми ведомствами своей страны: с 2009 по 2016 год семь финансовых структур накладывали арест на активы его компаний на различные суммы денег. Но связавшись с “молдавско-израильским предпринимателем” Иланом Шором, Марко Тодоров получил ещё большие проблемы, по сути оставшись без магазинов беспошлинной торговли, за которые он заплатил.

Дело в том, что с 1 сентября текущего года все магазины беспошлинной торговли в стране будут платить налоги, а магазины Duty Free, расположенные на въезде в РМ будут работать только до истечения срока действия лицензии. По сути, в Молдове останется только один магазин Duty Free – в кишинёвском аэропорту на выездном сегменте. Так что “клан Шора” очень вовремя избавился от “семейного бизнеса”.

Сменила собственников и другая компания Илана Шора, занимавшаяся беспошлинной торговлей – DFM. Её владельцами вместо Илоны Шор стали Александр Вылку (30%), Виктор Яковлев из Украины (30%) и Андрей Минаев из Германии (40%). Кроме того, как утверждал президент Игорь Додон, перед побегом из Молдовы Илан Шор пытался продать международный аэропорт Кишинёва российским инвесторам.  Однако выяснилось, что  95% компании, взявшей  аэропорт в концессию, было приобретено инвестиционной компанией в сфере недвижимости NR Investments Ltd, эксклюзивным бенифециаром которой является Натаниэль Ротшильд – представитель известной династии миллиардеров. Вчера  между ним и представителями  Ava  Invest    было ратифицировано соглашение.

  Ещё когда Илан Шор начал сотрудничать со следствием по делу о “краже века” и стали известны масштабы банковских хищений, фигурировал в отчётах Kroll в качестве основного “бенефициара” миллиардной кражи и был осуждён на 7,5 лет за разорение трёх банков, в прессе звучали логичные вопросы – оценена ли стоимость активов группы компаний Шора в Молдове и за рубежом? Из каких средств Илан Шор уже после оглашения приговора (пусть и обжалованного) продолжает субсидировать активную деятельность своих сторонников, если все его активы якобы арестованы? Какая сумма ущерба будет вменена компаниям Шора по окончательному решению судебных органов, и насколько она сопоставима с суммами, подлежащими возврату, определенными в рамках расследования Kroll?

Эти вопросы остаются актуальными и сейчас. Как и целый ряд других моментов. Например, намерены ли власти “вернуть, наказать, посадить” одного только Илана Шора или его “близких соратников” тоже, учитывая, что большинство вопросов в Shor Holding решались коллегиально, мачеха предпринимателя Илона Шор, как утверждается, была активным разработчиком большинства афер, провернутых в разные годы компаниями, входившими в Shor Holding, а подпись коммерческого директора Валерия Романова стоит под целым рядом сомнительных сделок “группы компаний Шора”?

Владислав Бордеяну

Вернуться назад