Знал ли Филат о грязных махинациях в здравоохранении?


Молдавский узник номер один получал сверхдорогие услуги от адвоката Игоря Попы. Сам защитник дал понять, что все проблемы возникали из-за того, что экс-премьер невовремя оплачивал счета. О высоких отношениях бывших партнеров рассказала в Facebook сестра Филата Валентина Килкос. 
«Г-н Попа, так как я тоже была втянута в эту ситуацию и знаю, о чём речь, - написала она. - Влад говорил конкретно о вас, а не о "команде", так как в команде есть и честные достойные люди, которые защищают его и сегодня. То, что вы занимались цензурой переписки, это факт. Я дважды получала одно и то же письмо, скопированное на ксероксе, некоторые письма вообще не получала. Вы были рядом с ним когда ему было трудно? Были два момента, которые я хотела бы забыть, но не могу... Спасибо Богу, что сохранил ему жизнь, и людям, которые его спасли... А вы не были рядом, наоборот, и я помню, что вы говорили мне, "оставь его, может, поумнеет". Деньги за ваши услуги? Я не могу называть те огромные суммы, которые вы требовали, но мы с братом могли остаться на улице из-за ваших запросов, приходилось всё продавать, чтобы расплачиваться с вами. Посылки, звонки - всё только за деньги. Вы звонили, требовали денег, кричали, что это срочно, что это жизненно важно. Сколько адвокатов получили зарплаты в вашем бюро только из наших денег? Скажите честно! Могу ещё многое сказать, но пока остановлюсь на этом».
Нужно отметить, что Филат сам, своими руками делал хапуг из своих приближенных. В 2013 году правительство приняло постановление о частно-государственном партнерстве в деле гемодиализа для больных с почечной недостаточностью – и кто же, создав этот выгодный бизнес, передал его администрирование Игорю Попе, который впоследствии стал вести защиту арестованного Влада Филата?  
Тендер, организованный минздравом, прошел в обстановке нетранспарентности. 17 апреля 2014 года договор был подписан в присутствии министра здравоохранения Андриана Усатого и Игоря Попы. В Молдове 450 человек на тот момент страдали острой почечной недостаточностью. На этих несчастных и решили заработать. Единственным спасением для больных был гемодиализ, но семь отделений не покрывали даже трети потребностей, старая аппаратура уже не могла использоваться. Денег у минздрава якобы не было. Чтобы новому пациенту можно было записаться на диализ, нужно было ждать, когда освободится место, то есть когда кто-то умрет. И этой кошмарной ситуацией воспользовалась команда ЛДПМ.   
Международные аудиторы срок государственно-частного партнерства определили в 10 лет, но в Кишиневе его продлили до 12 лет, а в первоначальном проекте договора он вообще составлял 25 лет. Новое оборудование для диализа окупается в течение семи лет, еще три года инвестор работает на прибыль, потом все переходит государству, и предоставление услуг диализа продолжается на еще не старом оборудовании. Но в Молдове все пошло иначе. Компания обещала создать систему диализа по всей стране, в большинстве крупных больниц. Время шло, филиалы не создавались, шла борьба за уничтожение государственного гемодиализа. В поддержку бизнеса Игоря Попы и компании правительство в декабре 2014 года увеличило тарифы на гемодиализ до 1995 лей против старого тарифа в 806 лей. По таким расценкам могли бы прибылью работать и государственные клиники! Тарифы на плазмофорез, очищение крови, диализ лицам, не имеющим полиса, компания установила сама. Выбора у пациентов не стало.  
Новый центр получил три этажа РКБ, которые занимала поликлиника. Ее размещение на 5-6-м этажах института кардиологии создало массу проблем пациентам и врачам. Какие выгоды получила РКБ в результате размещения центра диализа? Если у больницы не было денег на аппаратуру для диализа – откуда взялись деньги на новый хирургический комплекс? Для чего на первом этаже РКБ открыли кафе с большим магазином и зал для фитнеса?
Это только одна позорная страница действий, которые активисты ЛДПМ предприняли против своего народа. Все эти махинации привели к смерти многих пациентов. Параллельно разворачивались другие аферы в медицине. Вспомним дело врачей, в рамках которого было предъявлено обвинение бывшему министру здравоохранения Андрею Усатому, назначенному Филатом, уволенному за коррупцию и восстановленному правительством Лянкэ.
По делу о сдаче в ипотеку первого этажа РКБ Усатый попал под уголовное следствие. Речь шла о сдаче под залог 500 квадратных метров помещений в 2013 году с целью ипотечного кредитования на 16 миллионов евро частной компании, с которой минздрав заключил договор о сотрудничестве. Банк-кредитор стал владельцем публичной собственности. Усатому грозило 10 лет тюрьмы. Находясь под уголовным преследованием, он получил от президента Николае Тимофти «Ordinul de onorare» за особые заслуги в обеспечении подписания соглашения об ассоциации в ЕС, вклад в либерализацию визового режима с государствами ЕС и шенгенским пространством!
В 15 делах о коррупции при закупках медицинского оборудования государственными медицинскими учреждениями, которое НАЦ возбудил в ноябре 2014 года, фигурировало 16 высокопоставленных чиновников от здравоохранения, практически все – коллеги Филата по партии. Общая сумма поставок – свыше 200 миллионов лей, сумма ущерба -  2,8 миллиона лей (разница между закупочной и минимальной ценами). Андрей Усатый оказался в СИЗО, 14 обвиняемых - под домашним арестом. По версии обвинения в центре криминальных схем вывода бюджетных денег находился именно министр, но кто стоял за его спиной? Сумма переплаты только  по одному тендеру составляла 18 миллионов лей! Все фигуранты отделались легким испугом и остались при своих роскошных виллах и машинах, заработанных в прямом смысле слова на крови больных.
Из всех членов ЛДПМ и приближенных Филата, которых подозревали в масштабной коррупции, отсидел четыре года только сам Филат. Сейчас он требует свободы и реабилитации, утверждая, что не имел отношения к каким бы то ни было грязным схемам, происходившим во времена его премьерства. Человек в дорогих ботинках что-то подозревал, но молчал «во имя евроинтеграции». А нужна ли нам такая интеграция?
Олег ВОЛКОВ
Вернуться назад