ОБОРОТЕНЬ

Как Дорин Дамир заменил собой СИБ и не дал Молдове выйти из 90-х

Так уж повелось в современной Молдове: поскребешь каждого второго представителя спортивного бизнеса и обязательно найдешь бандита. Но нечасто бывает, что подобный человек при этом успел еще побывать «на страже закона».
Таков Дорин Дамир, известный в узких кругах под прозвищем «Воротило», в недавнем прошлом главный опричник Владимира Плахотнюка, а также его крестник (по другим данным – посаженный сын). К Дамиру всеобщее внимание сегодня вновь приковано не благодаря проводимым им турнирам К-1, а из-за вероятной причастности к контрабанде анаболиков.
Напомним, что бывший глава Moldatsa Сорин Стати недавно заявил в телеэфире, что из Молдовы ежедневно контрабандным путем отправляли тонны сигарет, анаболиков и янтаря. За контрабандой анаболиков, по словам Стати, стоял именно Дорин Дамир, а сигаретами и янтарем «заправляли Константин Цуцу и Константин Ботнарь, соответственно. Все трое – приближенные бывшего «хозяина Молдовы» Плахотнюка. Естественно, что все эти годы полиция не заводила сколь-нибудь серьезные уголовные дела в отношении кого бы то ни было из этой троицы.
Сам же Дамир заявления о контрабанде, конечно же, опровергает. Также он недавно сообщил журналистам, что находится в Молдове и открыт для вопросов представителей закона. Тут два варианта – либо он не виноват, либо свято уверен, что его вину никто не докажет, а может быть, даже не будут пытаться, памятуя о высоком уровне влиятельности этого человека.
Сведения, изложенные здесь, разрозненно находятся в открытом доступе. Но, если свести все эти факты воедино, вырисовывается цельная картина, характеризующая Дамира со всех сторон.

Становление Оборотня

С 1991 по 2002 год Дорин Дамир работал в департаменте по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РМ. Там же работал и будущий замглавы СИБ, будущий министр внутренних дел кабинета Павла Филипа – Александр Жиздан. С момента ухода в запас Дамир стал заниматься бизнесом, обросши благоприятными связями в сферах недвижимости, безопасности и инвестиций. Тогда же он создал частное охранное агентство Argus-S, позже игравшее роль личной армии, разведки и контрразведки Плахотнюка. Но будучи прежде успешным бойцом (черный пояс по тэквондо, инструктор по рукопашному бою, до сих пор практикует муай-тай), Дамир ставит в приоритет спортивный бизнес.
После прихода к власти проевропейской коалиции в 2009 года Дамир создаёт FEA — Fighting & Entertainment Association (Ассоциация боев и развлечений). В рамках новой структуры под видом продвижения молодых бойцов К-1 успешно реализовывались преступные схемы по отмыванию денег и использованию спортсменов в сфере криминала, сообщают СМИ. Задачу упрощал тот факт, что у Дамира при поддержке Плахотнюка практически не было конкурентов.

Частный шпионаж государственного масштаба

В середине 2010-х ЧОП Argus-S получает карт-бланш на шпионскую деятельность в интересах Плахотнюка, который не скупился на многомиллионное финансирование. На безопасности, как мы знаем, экономить нельзя. Предприятие стало отвечать за охрану зданий, где жили и работали Плахотнюк, его семья и его приближенные. Argus-S с тех пор оснащен современной техникой и спецсредствами, которыми, по закону, должны обладать исключительно структуры, занимающиеся государственной безопасностью. Стоит отметить, что в Argus-S существуют и «деликатные» подразделения для организации наружного слежения за отдельными политиками, бизнесменами и даже соратниками Плахотнюка, к которым он терял доверие.
Молодых спортсменов, готовых на выполнение любых поручений, сотнями натаскивали для «работы» в толпе, внедрения в организации, в том числе и в политические партии. Некоторых бойцов Дамира можно было увидеть на многочисленных протестах, организованных против Плахотнюка, когда группа молодчиков начинала вести себя агрессивно, а организаторы акций утверждали, что видят этих субъектов впервые.
Во время приснопамятных пикетов платформы «Достоинство и правда» у офисов или дома Плахотнюка в Кишиневе «аргусовцы» стояли плечом к плечу с сотрудниками полиции. А в прессе периодически появлялась информация, что на особо многочисленных антиплахотнюковских протестах бойцы Дамира были в полной выкладке подразделений спецназа. Главным заместителем Дамира в вопросах управления «боевым крылом ДПМ» был его протеже боец К-1 Константин Цуцу, и сами боевики получили свое позорное прозвище, производное от этой фамилии, – «цуцики».

Перманентные 90-е

Нередко доходило и до прямых угроз безопасности и жизни. Бойцы клубов, аффилированных Дамиру, Октавиан Орхеяну (президент клуба «Леон») и его подопечный Константин Русу «наехали» на своего «коллегу из другого цеха» Виктора Попеску, тряся пистолетом у него перед лицом. Об этом три года назад Попеску заявлял журналистам:
«Близ моего дома Орхеяну и его спортсмены меня обездвижили и хотели затащить в автобус с логотипом клуба «Леон». Я сопротивлялся, и тогда Орхеяну наставил на меня пистолет. Он убил бы меня, если бы один из его людей не воспрепятствовал этому».
Предметом конфликта стал спортиный фестиваль, который Попеску намеревался тогда провести. Это не входило в планы конкурирующего с ним Дамира, который разубедил спонсора финансировать мероприятие.
Подобные действия всегда сходили Дамиру с рук – получив 8 лет тюрьмы за причастность к исчезновению директора компании «Каталан», он через несколько дней был отпущен на свободу, а приговор отменили.
Логическим дополнением к распространению влияния Дамира на государственный аппарат Молдовы стало назначение в 2016 году его брата Георге Дамира на пост замкомандира отряда спецназа Министерства юстиции «Пантера». В то же время в прессе активно будировалась инормация о том, что именно Георге Дамир отвечал за избавление от следова убийства Сорина Пачу в заповеднике «Пэдуря Домняскэ». Заслужил?..
Естественно, что, если Плахотнюк и Дамир дружат семьями, то и дети их нередко отдыхают одной компанией. Об этом свидетельсвуют фотографии, размещенные в соцсетях, — старший сын Плахотнюка Тимофей и дочь Дамира Габриела любят проводить досуг в Каннах, но не просто в Каннах, а в местном отеле, где сутки стоят более 3000 евро! Конечно же, красиво жить не запретишь, особенно если родители уже давно полностью решили вопрос этой самой красивой жизни.
А пока детки прохлаждались, отцы продолжали растаскивать страну по кусочкам. Например, в 2018 году правительство Филипа продавило постановление об изъятии 200 миллионов леев из бюджета на строительство и ремонт трасс национального значения. Эти деньги были направены на проект, с помощью которого ДПМ безуспешно стремилась обрести популярность в народе, — строительство многофункциональной «Кишинэу-арены» близ Ставчен. Того самого стадиона, где архитекторы совершенно забыли о… системе канализации. В СМИ сообщается, что «Кишинэу-арена» — детище Дорина Дамира, который сам выбирал место для возведения комплекса.
Как вы понимаете, это лишь вершина айсберга, и осведомленные люди до сих пор боятся в открытую рассказывать о Дорине Дамире. Печалит же не столько это, сколько сам факт полного безразличия новой власти в отношении данного субъекта, несмотря на то, что совсем недавно прозвучало упомянутое здесь заявление Сорина Стати о причастности Дамира к многомиллионной контрабанде анаболиков. Но жители Молдовы до сих пор надеятся, что действия нового руководства страны не будут носить избирательный характер.

Александр МОСКАЛЁВ, специально для IZBORSK.MD​​​
Вернуться назад