Что будет, если Кишинев захочет национализировать или экспроприировать «Молдовагаз» и Молдавскую ГРЭС



Правительство намерено захватить 50 процентов акций Газпрома в «Молдовагаз», а также МолдГРЭС по украинскому сценарию. Премьер Дорин Речан заявил 16 января, что формируются группы международных юристов «для оказания правительству помощи в возвращении энергетических активов, захваченных Россией». 

Пойдут по пути «Нафтогаза»? «Речь идет о возврате активов Молдове, которые были захвачены, в том числе мошенническим путем», - сказал премьер, объявивший эту аферу «национальным приоритетом».   

Речана, еще недавно хваставшегося тем, что Молдова якобы оторвалась от Газпрома и российского газа, сегодня возмущает то, что Газпром не будет поставлять Приднестровью газ для производства дешевой электроэнергии для нужд правого берега. Премьер называет это «сценарием эскалации и конфликта», игнорируя тот факт, что все было бы по-старому, если бы Украина не перекрыла транзит. 

Речан говорит вещи, которые рождают сомнения в его адекватности. Цель поставок гуманитарного газа в Приднестровье, утверждает он, – «дестабилизация в регионе и всей стране, установление пророссийской власти в Кишиневе, использование военных возможностей для агрессии против Украины и Румынии». Так и хочется спросить главу кабмина: что он употребляет? Тот же вопрос - и к депутату Раду Мариану, заявившему, что национализация российского пакета в «Молдовагаз» якобы будет компенсацией за «очень большой ущерб Молдове» от России в 1992 году. 

Если правительство рискнет национализировать «Молдовагаз» - оно выстрелит себе в ногу, оказавшись юридическим ответчиком по 11-миллиардному долгу Приднестровья, заявил бывший министр энергетики Виктор Парликов. Он назвал это «нехорошей идеей»: «Что там национализировать, кроме долгов?». 

Структура собственности компании с 2013 года: 50 процентов акций принадлежит Газпрому, 35,6 процента - Молдове, около 13 процентов – Приднестровью, небольшое число – миноритарным акционерам. И.о. председателя правления АО «Молдовагаз» Вадим Чебан заявил, что ему ничего не известно о намерениях Газпрома возобновить поставки газа в Приднестровье и что гуманитарно-техническая помощь вообще должна рассматриваться на уровне правительств. 

Источники уточняют, что прихватизацию акций «Молдовагаз» намерены осуществить в соответствии с законом №488/1999 об экспроприации для общественно-полезных целей. Хотя из статьи 2 закона, перечисляющей категории объектов экспроприации, ясно, что пакеты акций в АО не могут быть предметом этой самой экспроприации. Но наши толстолобики пинают Конституцию – что им закон. 

В хоре глупостей прозвучало и мнение бывшего вице-премьера по реинтеграции Александр Фленкя: якобы Молдавская ГРЭС, которой владеет компания «Интер РАО ЕЭС», является собственностью Молдовы и принадлежит молдавскому народу, у которого она «была украдена» в результате «сговора» между Игорем Смирновым и «Интер РАО». Фленкя сказал, что Россия не хочет, чтобы Молдавская ГРЭС обеспечивала электроэнергией Молдову и Одесскую область. То есть не хочет именно Москва, а не Киев, перекрывший транзит? Так и хочется спросить: позвольте, как же этот господин «руководил очисткой»?

Итак, забрать Молдавскую ГРЭС? Далее излагаем отдельные факты, хотя и не по иерархии, потому что очень сложно найти полную, достоверную информацию о трансформации принадлежности этого актива. 

В 2003 году МолдГРЭС была продана российско-бельгийской компании «Saint Guidon Invest». 

В декабре 2005 года ее купила «Интер РАО ЕЭС». 

Финская компания «Nordic Oy» вошла в «Интер РАО ЕЭС России» и приобрела 51 процент акций МолдГРЭС. 

В 2007 году «Интер РАО ЕЭС» продала 49 процентов акций МолдГРЭС украинцу Дмитрию Фирташу, за которым, по неофициальной информации, стоял Газпром. 

Впоследствии «Nordic Oy» приобрела 100 процентов акций российско-бельгийской компании «Saint Guidon Invest», став и владельцем 49 процентов МолдГРЭС. 

Недавно наш бывший посол в ООН (с 2012 года) Влад Лупан сообщил, что у некоей американской компании были намерения приобрести 100-процентный пакет акций Кучурганской ГРЭС и тем самым принудить Кишинев к миру с Тирасполем. Вспомним что именно посол США в Кишиневе первым одобрил подписание договора о поставки электроэнергии с Кучурган… 

Допустим, что МолдГРЭС все еще руководят из офиса «Интер РАО ЕЭС». Допустим, что и тираспольские власти, по примеру кишиневских, объявят о прихватизации станции. 

Напомним, что контрольные пакеты акций АО «Молдовагаз» и МолдГРЭС принадлежат российским компаниям. 

Напомним, что, согласно договору между правительством РМ и ПАО Газпром, долг в 709 миллионов долларов подтвержден Международным арбитражным судом при ТПП РФ и обжалованию не подлежит, а решения международных арбитражных судов не подлежат оспариванию согласно Нью-Йоркской конвенции от 10.06.1958, которую молдавский парламент ратифицировал постановлением №87/1998 и которая имеет приоритет над национальным законодательством. 

С учетом всего этого после национализации-экспроприации «Молдовагаз» мы рискуем вляпаться похлеще, чем с долгом в 709 миллионов долларов. 

А с учетом того, что МолдГРЭС зарегистрирована в госрегистре агентства госуслуг в Кишиневе и владеет лицензией НАРЭ на производство и продажу электроэнергии, скандал с ее национализацией будет из категории международных. 

В итоге Молдова опозорится на весь мир, потеряет последние остатки репутации из-за невыполнения финансовых обязательств и игнорирования положений ратифицированных международных договоров и конвенций. Неужели власти настолько неграмотны и зомбированы европейским вектором, что неспособны анализировать последствия своих сиюминутных хотелок и афер? 

Артур ЧЕБАН

Вернуться назад