Такого антисоциального бюджета Молдова ещё не видела: Много кредитов, мало социальных программ – людей продолжают вгонять в нищету
Правящая PAS, как обычно, в спешке одобрила в первом чтении законопроект о госбюджете на 2025 годПравящая PAS, как обычно, в спешке, одобрила в первом чтении законопроект о госбюджете на 2025 год. И хотя депутаты от оппозиции просили не спешить с принятием такого важного документа, их голоса не были услышаны.
«У нас каждый год бюджет принимается с дефицитом, и такая практика существует не только в Молдове, - уточняет для КП в Молдове экс-министр экономики Александр Муравский. – По пальцам можно пересчитать страны, где есть профицит. Существуют определённые нормы, после пандемии их повысили, но, к примеру, по ЕС дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП. В принятом законопроекте по бюджету на 2025 год – 4%. Бюджет развития всегда принимается с дефицитом. Единственное, что у нас не бюджет развития, без дефицита мы штаны поддержать не можем. У нас нет средств для поддержания нормальной социальной жизни большинства граждан, тех же учителей и врачей. Зарплаты повышают, но в той мере, которая практически не решает их проблем. В этом вопрос».
Дефицит бюджета власти планируют финансировать из таких внутренних источников, как акции и другие формы участия в капитале внутри страны, а также за счёт средств, полученных от продажи государственной публичной собственности, перекредитованных кредитов нефинансовым и финансовым учреждениям, чистой эмиссии государственных ценных бумаг на первичном рынке и т. д. Внешние источники включают иностранные кредиты для поддержки бюджета и иную помощь.
Следует полагать, что большие надежды возлагают именно на кредиты. Мы и так уже столько должны, что даже наши внуки в финансовой кабале окажутся. Молдова живёт в долг, и его сумма постоянно увеличивается.
«С учетом того, что происходит в последнее время, у нас изменились условия кредитования со стороны западных партнеров, - поясняет экс министр экономики. - Грантов почти не будет, а кредиты будут идти по другим нормам. Если было 0,5-1,5%, то ставка поднимется до 3%, плюс, высокий удельный вес внутренних кредитов, которые, как ни парадоксально, дороже внешних. Это создает значительные проблемы. Мы пока, как минимум полгода, будем находиться в ситуации, когда почти всё, что мы будем занимать на внутреннем рынке, будет уходить на погашение предыдущих кредитов. У нас на внутреннем рынке были очень высокие ставки. Минфин занимал деньги у коммерческих банков под 18-22%. Этот долг нужно обслуживать. Ситуация не очень хорошая, но пока ещё не катастрофическая».
Может ли такое случиться, что Молдову перестанут кредитовать? Это едва ли. Но условия кредитования очень жесткие. И речь не о процентах, а о том, что Молдова должна сделать, чтобы не сползти с кредитной иглы различных международных организаций ЕС. В ряде условий – сокращение социальных программ. При этом каждый кредит очень долго обговаривается.
«Некоторые кредиты мы, возможно, и не получим, - говорит Александр Муравский. – Если, к примеру Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) или кто-то другой, нам что-то обещали, то не факт, что так и будет. Обещать, не значит жениться. Могут возникнуть ситуации, что какие-то условия не выполнили и т.д. Я не исключаю, что какой-то объем из предполагаемых кредитов включен в бюджет. Еврокомиссия обещала 1,8 млрд евро, но это деньги, которые будут поступать в течение нескольких лет в обмен на реформы».
Самое жуткое, что государственный бюджет на 2025 год – антисоциальный. 70 млн леев выделят на ремонт главного офиса Налоговой службы, 120 млн – на строительство новой тюрьмы, 200 млн – на строительство воинской части в Бачой. Также значительно вырастут расходы на содержание тюрем (с 874 млн до 1,1 млрд леев), на работу правоохранительных органов, на дипломатическую деятельность, на борьбу с дезинформацией (с 9,4 до 12,3 млн леев).
Налоговой, конечно, нужен хороший офис – это наши кормильцы, точнее, «пополненцы» государственного бюджета из наших карманов, якобы на нашу счастливую жизнь. Не мы распоряжаемся бюджетом, а ПАС. Строительство военной базы – вообще какая-то тайная тема. Видимо, одно из условий выдачи кредитов.
Хорошие тюрьмы тоже нужны, тем более, что туда порой попадают и невиновные. И вообще, если человек отбывает наказание, не обязательно, чтобы он страдал. Хотя, случаи разные бывают. Но, при этом, почему должны страдать наши дети и пожилые люди?
Согласно законопроекту о госбюджете снизятся расходы на: поддержку малых и средних предприятий, ремонт дорог (на 400 млн леев), системы орошения, субвенции фермеров (незначительно), внешкольное образование, обеспечение качества образования, на защиту безработных, соцзащиту некоторых категорий граждан (с 1,13 млрд до 23 млн леев, из-за реформы Restart), здравоохранение (более чем на 300 млн за счёт расходов на ремонт и развитие медучреждений).
И после этого, кто-то будет говорить, что в Молдове поддерживают
предпринимателей? Фермеров вообще кинули. И зачем нам вообще качественное здравоохранение и образование? Социальная защита вообще скоро выпадет из поля зрения власти.
Когда-то канцлер Германии Отто фон Бисмарк изрёк пророческую фразу: "Тот, кто
экономит на школах, будет строить тюрьмы". Это про современную Молдову.
Наталья УСТЮГОВА