Почему выборы президента Молдовы за рубежом не вызывают доверия: "Нам показали какие-то цифры и приказали им верить"

Проверить корректность результатов голосования на зарубежных участках невозможно

Судьбу Молдовы решают те, кто ее покинул. Фото:соцсети

ВИНОВАТА НЕ ДИАСПОРА, ВИНОВАТА СИСТЕМА

Вовсю, причем не впервой, пошел плач по поводу того, что судьбу Молдовы решают те, кто ее покинул. Который плач я считаю лишенным реальных оснований.

И конституционный референдум, и очередные выборы президента вскрыли системный изъян (недостаток, противоречие) в организации процесса голосования. Причем - и я специально это выделяю - ПРИ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ.

Речь о непрозрачности голосования на избирательных участках за рубежом и о фактическом отсутствии контроля за этим процессом со стороны молдавского общества. ЦИК – "независимый государственный орган, созданный для реализации избирательной политики в целях надлежащего проведения выборов" (цитата из Избирательного кодекса РМ), – в действительности не имеет возможности реализовывать такую политику, поскольку на практике она реализуется МИД, который подконтролен правящей партии.

И речь не только о невозможности обеспечить наблюдателями от оппозиционных партий каждый из более 230 участков для голосования за рубежом. На самом деле все гораздо хуже. Читаем ст. 31-5 из того же кодекса:

"Зарубежное участковое избирательное бюро образуется в составе председателя, назначенного руководителем дипломатического представительства или консульства из числа его сотрудников или сотрудников других дипломатических учреждений, и шести–десяти представителей партий и других общественно-политических организаций, представленных в Парламенте, ПО ОДНОМУ ОТ КАЖДОЙ ПАРТИИ или другой общественно-политической организации. Комплектование зарубежных участковых избирательных бюро представителями партий и других общественно-политических организаций, представленных в Парламенте, производится окружным избирательным советом Кишинэу, а в случае недостаточности таковых состав зарубежных участковых избирательных бюро восполняется Центральной избирательной комиссией..." и т.д.

А теперь, ВНИМАНИЕ, вопрос к лидерам оппозиционных партий, представленных в парламенте: ВАШИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В СОСТАВ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮРО на последних выборах и референдуме? Вопрос, как все понимаем, риторический.

Если государство организует выборы за рубежом, оно обязано обеспечить их финансирование. В данному случае речь должна идти об оплате командировочных расходов каждому члену зарубежного участкового бюро от каждой партии на всех 230 участках. Разумеется, это невозможно, данная законодательная форма абсолютно пустая, прописана в законе для красного словца. Но в итоге получается, что действующая избирательная система РМ не в состоянии гарантировать ее практическое применение.

Вследствие такой СИСТЕМНОЙ ДЕФОРМАЦИИ не соблюдается принцип равенства шансов для всех конкурентов, обязательный для демократических выборов. Оппозиция фактически лишена возможности контролировать законность и корректность голосования на зарубежных избирательных участках. А власть, напротив, обладает неограниченными возможностями для злоупотреблений.
Такое положение привело к появлению двух видов выборов и двух различных по степени доверия результатов голосования:

1. Выборов на территории Республики Молдова, подконтрольных обществу, результаты которых вызывают доверие.

2. Выборов за пределами Республики Молдова, которые в силу объективных факторов государство лишено возможности провести честно и справедливо, а общество лишено возможности контролировать, и поэтому их результаты доверия не вызывают

Нам показали какие-то цифры и сказали: так было. А было ли так на самом деле? Мы этого не знаем. Мы просто поверили в эти цифры. Эффект магии цифр. И те, кто в них поверил, но они им не нравятся, принялись обвинять диаспору. А так ли уж она виновата в действительности?

При том, что проверить корректность результатов голосования на зарубежных выборах невозможно, тем не менее, за счет неконтролируемого увеличения числа его участников (мы не можем знать, сколько их голосовало и как именно, а сколько было вбросов?) эти результаты совокупно с результатами голосования на выборах в Молдове дали в итоге результат, обратный полученному в стране: признание референдума состоявшимся с победой опции ДА, а Майю Санду – победителем президентских выборов.

Вывод очевиден - надо внести изменения в избирательную систему.

1. Избирательные участки для тайного голосования должны открываться только на территории РМ.

2. Тайное голосование для граждан РМ, которые в день выборов находятся за рубежом, должно осуществляться по переписке.

Понятно, что нынешняя власть добровольно на такие изменения не пойдет. Люди в ней подобрались хоть и умом недалекие, но все ж не настолько глупые, чтобы рубить сук, на котором сидят. Но тогда и все разговоры о подготовке к очередным парламентским выборам в 2025 году теряют смысл. Потому что при сохранении системы "двойных выборов" результат можно с уверенностью предсказать уже сегодня.

Чисто теоретически эта власть может пойти на указанные изменения под нажимом. Внешний нажим я априори исключаю. Думаю, всем понятно почему.
Остается возможность нажать на эту власть изнутри. Ее я не могу исключить. Точнее сказать, могу, но не хочу. Потому что в глубине души надеюсь, что у молдавского общества найдутся ресурсы на эту власть нажать.
В моем понимании нажим на нее должен быть исключительно мирным. Но очень-очень сильным.

Автор: Виктор Жосу

Источник: КП в РМ


Вернуться назад