Владимир Чебан: "В Молдове растет использование и трафик тяжелых наркотиков"
В Молдове увеличивается использование и трафик тяжелых наркотиков: героина, кокаина, ЛСД, других сильнодействующих нарковеществ, а также отмечается повышенный интерес граждан к наркотическим веществам.
Об этом рассказал экс-глава Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Владимир Чебан, выступая в эфире ток-шоу «Без галстуков» с Александром Стахурским на телеканале N4, передает Noi.md.
По его словам незаконный оборот наркотиков следует разделить на две составляющие.
"Это наркобизнес, в силу того, что люди хотят зарабатывать большие деньги и руководят процессом, и зависимые люди, которые вынуждены уже в силу того, что они стали наркоманами, искать себе дозу и становиться закладчиками, продавать эти наркотики", - отметил Владимир Чебан.
Он подчеркнул, что наши граждане, в силу того, что говорили на русском языке, имели два паспорта, молдавский и румынский, и могли проезжать свободно в Евросоюз и в Российскую Федерацию, встали в логистическую цепочку поставок наркотиков.
В основном, это был гашиш, который поставлялся в Российскую Федерацию. Иногда это был героин, который шёл либо в Российскую Федерацию из Азии, либо, каким-то образом, его старались переправить на западные страны.
"И вот здесь наши граждане начали зарабатывать, потому что у нас, как говорят, деньги не пахнут, и каждый думает, что это проблема его не коснётся", - сказал экс-глава Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Он отметил, что у нас в стране была определённая субкультура, которая досталась исторически, и она не пересекалась с большим трафиком.
"То что было у нас в стране, это было у нас в стране. И, соответственно, те дилеры местного разлива, как говорят, они старались, конечно, сделать таким образом, чтобы в свои сети затянуть как можно больше молодёжи, создавая какую-то ауру, так скажем, отдыха, как бы в клубах, на дискотеках, некие удовольствия, не раскрывая последствия. Молодёжь, в силу своей неосведомлённости, поддавалась на эти посулы какой-то разгульной жизни. Хотели похвастаться перед друзьями, девушками, показать какие они взрослые. А общество относилось как? Пока он, условно, какой-то ребёнок, смотрите, какой хороший растёт, какой перспективный. А пришла беда в семью и все отворачиваются. Всё! Он уже наркоман, как печать на нем, и уже родители наркомана, и от него и от них все уже начинают сторониться", - подчеркнул Владимир Чебан.
По его мнению, когда приходит беда, общество должно, наоборот консолидироваться, потому что завтра-послезавтра, по какой-то причине твой ребёнок может стать наркоманом.
"Необязательно, что кто-то явно ему предложит наркотики. Это и страшно. Ему могут налить что-то в стакан, ему могут случайно забить сигарету, и он даже не будет знать, что там такое. Наркоманами становится не только потому, что он укололся, а от независящей от тебя ситуации. Как в Америке. Там сейчас большая проблема с опиатами, потому что врачи выписывали лекарства. Они врачи и хотят обезболить. Люди шли за этими лекарствами, а в итоге становились наркозависимыми. Это как пример того, как человек может стать наркоманом, нехотя, не зная, к чему это всё приведёт", - сказал экс-глава Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
По его словам, кроме того, сами родители, когда учились в школе, взрослели, не знали саму эту проблему. Соответственно, они не проводили какие-то беседы или воспитание со своими детьми.
Владимир Чебан обратил внимание на то, что сейчас молодёжь начинает взрослеть рано, и в 15-16 лет они уже встречаются.
"Парень, девушка, они проводят какое-то время вместе, со своими компаниями, где, не дай Бог, есть наркотики. Родители не видят, не знают, как определить по определённому поведению детей, что там происходит, а хуже ещё то, что в большинстве семей у нас как-то так сложилось, что дети не делятся с родителями о том, что происходит у них и вокруг них. Я уверен, что если бы ребёнок пришёл домой и сказал мама, папа, смотрите, мне предлагают это или ещё что-то, то нормальный родитель отреагировал бы. Но у нас такая ментальность, не рассказать. И вот начинаются проблемы, и человек попадает в зависимость. Он растёт, а потом у него появляются дети. А дети появляются с какими-то отклонениями. И у него же проблемы, и дети его имеют отклонения, и он начинает спрашивать родителей: А чего вы мне не сказали, чего меня не остановили? А как тебя остановить, если в итоге вся цепочка построена таким образом, что этот ребенок не идет ни к учителю, ни к родителям, и общается с кем? На улице!", - отметил Владимир Чебан.
По его словам, в Молдове нет крупного наркобизнеса, в том понимании, как мы видели у Пабло Эскобара и других. Это средние люди, которые хотят здесь и сейчас заработать на беде, и которые понимают, к чему приводят их действия.
Экс-глава Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков признался, что когда он был молодым сотрудником, более опытные, пожилые коллеги говорили, что в прежние времена старались доказывать не только хранение наркотиков, но и старались вменять как уголовную статью и попытку к убийству. То есть, приравнивать к тяжким другим преступлениям, потому, что есть умысел.
"Ты знаешь, к чему это приведёт. Понятно, что ты хочешь заработать. Но ты знаешь к чему это приводит, а особенно, когда ты начинаешь наркотики подмешивать, разные вещества как сейчас, синтетические и так далее, ты не можешь не знать последствий. Но у нас почему-то гуманное законодательство в этом отношении. Говорят, что вот он только продаёт. Вот только он это делает и всё", - посетовал Владимир Чебан.
noi.md