Хунта Пиночета как предтеча цветных революций



Ровно 50 лет назад госпереворот положил конец одной из самых стабильных демократий Латинской Америки. Стартовали 17 лет военной диктатуры в Чили. В Южном полушарии, в отличие от нашего, в этот период года начинается весна. Для этой страны она тогда выдалась трагической. И чтобы такое не повторилось, надо помнить уроки истории...                                                       

Гражданский подвиг Альенде

После вступления в должность в 1970 году президент-социалист Чили Сальвадор Госсенс Альенде чересчур увлёкся реформами в национальной экономике. В какой-то момент управление государством начало выскальзывать из рук либерального лидера, общество поляризовалось. Недовольные промышленники и предприниматели, финансисты, аграрники, учёные, консерваторы настаивали на приходе «сильной руки». В итоге заговор, инспирированный и подготовленный ЦРУ, завершился жестокой хунтой, весьма нетипичной для чилийских традиций.

Утром 11 сентября 1973 года армия и полиция установили контроль над центром Сантьяго. Альенде отказался покинуть президентский дворец Ла Монеду, несмотря на угрозу бомбёжки. К полудню на дворец упали ракеты. Десятки советников, министров правительства, секретарей, личных телохранителей, докторов и двух дочерей президента находились рядом с ним. Парламентёры из президентской команды отправились на переговоры с путчистами, но тут же были ими арестованы. Правда, вскоре Альенде удалось достичь краткого, но ценного перемирия, давшего возможность некоторым преследуемым противникам хунты бежать за пределы столицы.

Перед тем, как замолчала последняя проправительственная радиостанция, Сальвадор Альенде успел произнести в эфир своё мужественное прощание:

Это мои последние слова, и я уверен, что моя жертва не будет напрасной. По крайней мере, это послужит моральным уроком, который упрекнёт за уголовное преступление, трусость и измену.
Поскольку оптимистичного выхода из ситуации этот деятель не видел, всем оставшимся в Ла-Монеде он отдал распоряжение сдаться. Затем уединился и застрелился несколько минут спустя.

Хунта всерьёз и надолго

Заговор готовился в течение нескольких месяцев, но генерал Аугусто Пиночет присоединился к нему всего за два дня до роковых событий. Незадолго до этого он стал главнокомандующим сухопутными войсками. Пиночет играл роль аполитичного службиста, считался офицером-конституционалистом и пользовался поддержкой своего президента. После победы антиконституционного переворота Пиночет сосредоточил в своих руках всю полноту власти, в то время как в стране господствовал произвол военных формирований и тайных служб, находившихся под его контролем.

Десятки тысяч граждан были арестованы и содержались в фильтрационных пунктах по всей стране, включая Национальный стадион в Сантьяго. Сотни чиновников и политиков были интернированы на отдалённый остров Доусон в Магеллановом проливе, где их нещадно эксплуатировали и мучили. Было создано около 1,2 тыс. подпольных пыточных, через которые прошли более 40 тыс. человек. Согласно обнародованным данным чилийских архивов, более 2 тыс. диссидентов умерли от истязаний или были казнены, 1,5 тыс. пропали без вести; по крайней мере 200 тыс. чилийцам пришлось отправиться в изгнание.

Демократические свободы были попраны, политические партии и профсоюзы – запрещены; пиночетовский режим ввёл осадное положение и строгий комендантский час. Оппозиционную прессу разогнали, а лояльная функционировала подцензурно. Инакомыслие каралось, тексты и эфирные материалы, которые расценивались как левые или подрывные, изымались и ликвидировались. Новая власть призывала жителей выдавать любого подозрительного иностранца, которых хунта не жаловала и относилась с недоверием.

Зато через год после путча Пиночет присвоил себе несуществующее до того времени звание генерал-капитана, провозгласив себя верховным лидером нации и президентом республики.                                                                         

Рука Вашингтона

Тогдашний шеф Белого дома Ричард Никсон с самого начала президентства Сальвадора Альенде (с 4 сентября 1970 года) заботился о том, чтобы устранить чилийского лидера вместе с его правлением. Об этом свидетельствуют рассекреченные Госдепартаментом США документы, на которые ссылается The New York Times. План американской администрации предусматривал финансируемую ЦРУ антиправительственную пропагандистскую кампанию, подкуп членов чилийского конгресса и подстрекательство к военному перевороту.

Советник Никсона по нацбезопасности Генри Киссинджер беспокоился, что такой марксист, как Альенде, пришедший к власти в результате прямых всенародных выборов, станет нежелательным образцом для других стран региона и Европы. Белый дом проводил соответствующие мероприятия и тайные операции для давления на руководство непокорной латиноамериканской страны. Помимо вышеперечисленного, это включало блокирование кредитов Чили от сторонних финансовых учреждений, секретное проплачивание протестов, вербовка военных.

Сфальсифицированные не без участия американцев выборы 1980 года утвердили авторитарную конституцию, обеспечившую Пиночету ещё 8 лет пребывания у власти и установившую условия невозвращения Чили к демократии (кстати, эта конституция до сих пор не отменена).

Почин Никсона дал свои плоды...

Пиночет покинул пост главнокомандующего в 1998 году. В Лондоне он был задержан по просьбе Мадрида, где против него было возбуждено уголовное дело по убийствам испанских граждан в Чили. В итоге Пиночету предъявили обвинения по преступлениям против человечества, однако он так и не был осуждён. Бывший диктатор скончался в 2006 году в возрасте 91 года. Сейчас 270 бывших чилийских офицеров и агентов отбывают наказание за преступления, касающиеся нарушений прав человека. Однако по прошествии полувека начинают раздаваться голоса, мол, хунта была «полезным средством оздоровления чилийского общества», а её главу пытаются обелить и даже выставить героем...

Чилийская хунта стала прообразом, предтечей цветных революций, которые вопреки расхожему мнению, далеко не всегда бывают бескровными. Так, «Революція гідності» («Революция достоинства») 2013-2014 годов, переросшая затем в гражданскую войну на Украине, оказалась самой кровавой за всю новейшую историю.

Полвека назад в Сантьяго не наступил бы мрачный период реакции и террора, если б к этому не приложили свою руку США. Сегодня сей факт признают сами американцы.
Автор:                                             Использованы фотографии: Sipa/Newscom
             
Вернуться назад