Если власти Молдовы хотят новых бонусов от Европы, нужно выполнить ряд, по-видимому, не очень приятных условий


                                    Если власти Молдовы хотят новых бонусов от Европы, нужно выполнить ряд, по-видимому, не очень приятных условий                   

Подходит к концу Всемирный экономический форум в Давосе, куда отправилась гастролировать Майя Санду. За прошедшие несколько дней она провела кучу церемониальных встреч, зачастую мимолетных – но это, конечно, совсем не то же самое, что «разговоры у туалета» ее предшественников, и дает полные основания утверждать, что «весь мир с нами».                

Главный же смысл всех этих международных трепыханий нашей власти, разумеется, не в пустопорожней светской болтовне, а в окончательном сползании Молдовы в западный окоп, что у нас объявлено чуть ли не как экзистенциальное событие. Санду в Давосе так и сказала – только в рамках ЕС, почему-то, у нашей страны есть шанс выжить как демократия, и мы непременно хотим быть частью «свободного мира». Неудивительно, что чуть ранее президент, созвав национальную комиссию по евроинтеграции, объявила, что эта самая евроинтеграция остается главным приоритетом и на наступивший 2023 год.


Правда, в начале года выяснилось, что наш бодрый, судя по реляциям чиновников и руководства республики, марш в Евросоюз что-то не такой уж и стройный. И ладно то, что мы сами пока ни шатко ни валко выполняем рекомендации ЕС, выданные после наделения статусом страны-кандидата – не впервой как бы, проходили уже, да и вообще Санду поспешила обвинить в этом, кого бы вы думали, своих предшественников, которые последние 6-7 лет «балду пинали». Я бы еще добавил, что даже те пункты, которые власть считает исполненными, вроде реформы избирательного кодекса, с демократией имеют мало чего общего, ну да то ладно.


В целом разнообразных пряников нашей власти выдали за прошедший год предостаточно. Это и политические бонусы в виде кучи элитных международных визитов в Кишинев и турне наших лидеров по западным столицам и форумам. И экономическая подпитка на сотни миллионов евро. И большой геополитический подарок – предоставление статуса кандидата. Наша власть ожидает, что пряники продолжат идти в прежнем режиме. В Давосе Майя Санду уже озвучила минимальный денежный райдер – 600 млн. евро макрофинансовой помощи, чтобы без потрясений прожить 2023 год. 


В политическом же PAS наверняка метит в начало переговоров уже о вступлении в Европейский союз, чтобы на этом мощном успехе победоносно пройти три подряд избирательные кампании – на местных, президентских и парламентских выборах. Впрочем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что все эти благости сыпались на головы наших руководителей не просто так. Запад благотворительностью заниматься не привык, и любой долг подразумевает его погашение тем или иным образом. Не то, чтобы с нашей нищей страны можно много что поиметь экономически – да и, как я уже сказал, наш рынок Брюсселем уже по большей части освоен. Но в геополитическом плане мы интерес какой-никакой представляем – территориальный конфликт, пророссийский анклав с российским же военным присутствием и так далее.


Поэтому Западу, особенно после прошлогодних событий, нужно было любой ценой застолбить за собой нашу территорию. Ради этого Брюссель даже поступился собственными принципами, принимая чисто политическое решение выдать нам статус соискателя на вступление вопреки тому, что мы ему почти никак не соответствуем. Что подтверждает оценка Еврокомиссии. И тут есть любопытный момент, на который я обращал внимание еще в прошлом году. Так, Грузия, которая по многим метрикам демократии превосходит и Украину, и Молдову, осталась без статуса. И мне, и многим другим тогда подумалось, что так произошло в том числе и потому, что Тбилиси официально отказался присоединяться к антироссийским санкциям и отмел возможность разморозки конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.


Мы в принципе тоже в первые дни говорили о том, что не будем со своей стороны поддерживать режим санкций, но эта позиция быстро ушла в небытие после того, как российский блицкриг в Украине провалился. Дальше мы уже присоединялись к тем санкциям, где нам было удобно. Но, такой выборочный «эгоистичный» подход, видимо, ЕС не очень устраивает – и вот в том же отчете Еврокомиссии говорится, что мы недостаточно соблюдаем санкции против России и Беларуси. 


Может в этом кроется основная причина недовольства европейских кураторов, которые устроили пока мягкую выволочку нашим властям. В общем, как я это вижу: в прошлом году Молдове выдали огромный аванс в обмен на безусловную геополитическую лояльность и слепое следование в фарватере западной международной политики на противостояние с Россией и, в перспективе, с Китаем. Для этого наша власть должна была зачистить подотчетную территорию от любых элементов российского влияния, что мы и видели – ликвидировались политически силы, СМИ, запрещались отдельные символы. А параллельно с этим рвать в ускоренном темпе любые связи с РФ. Это тоже было: мы впервые за тридцать лет получаем газ «из альтернативных источников», не участвуем в СНГ, поставили бан на любое общение с российской властью. Однако, вероятно, от Кишинева требовалось еще больше, и потому Брюссель высказывает свое «фе», намекая, что никаких переговоров о вступлении не будет, пока не будут выполнены все условиями, какими бы неприятными они ни были для нашей власти. 


Какие именно условия, догадаться нетрудно. Так что в этом году ждем дальнейшего увеличения накала антироссийской истерии, окончательного энергетического разрыва с РФ, роста напряжения вокруг левобережья, расположенных там российских войск и миротворческих сил. И все это параллельно с поставками оружия для Национальной армии, которые, конечно, идут «просто так», ага. Ну а взамен Брюссель, возможно, позволит нашей власти и дальше имитировать евроинтеграцию на «невиданных скоростях».

Источник: regtrends.com                    

        
Вернуться назад