Театр Чехова готов объявить голодовку в поддержку директора

25 сентября в сквере перед государственным русским драматическим театром имени А. П. Чехова было многолюдно и оживленно. Состоялся митинг актеров, сотрудников, а также зрителей и всех, кому небезразлична дальнейшая судьба театра.  


В конце августа директор Константин Харет получил уведомление министерства культуры о  прекращении с ним контракта от 9 октября 2020 года, заключенного на пять лет. Директору осталось доработать до конца сентября.  Коллектив театра считает это  действие безосновательным и нарушающим законодательство. 

Актеры и режиссеры впервые выступали перед зрителями в таком формате, открывая свою боль, обнажая душу. Все пребывают в недоумении: кто дал право прерывать контракт без объяснения причин? Почему снимают руководителя, который достойно несет свое бремя и даже приносит прибыль министерству культуры? Иначе как произволом это не назовешь. 

Впервые в такой ипостаси, когда надо грудью лечь на амбразуру, и сам Константин Харет: «Есть такая молдавская поговорка: когда нож доходит до кости, то уже терпеть невозможно. То же происходит сейчас у нас. 

Я считаю, что со мной незаконно прерывают контракт. Но дело не только в этом. Мне больно оттого, что  коллектив театра в течение трех лет лихорадит от проверок, он в буквальном смысле находится на бомбе, и никто не знает, в какой момент она может взорваться. 

По так называемой театральной реформе, которой прикрываются в министерстве,  все директора должны пройти конкурс. Но есть одна важная деталь. Дело в том, что когда меня назначили в 2020 году, в законе о театрах, цирках и концертных организациях, пункт h статьи 19 звучал так: министерство культуры назначает на должность директора по результатам конкурса или без проведения такового. Я и был назначен без конкурса. В 2021 году закон был изменен, и из этой статьи убрали слова «или без такового», оставив только конкурс. Но, как гласит Гражданский кодекс, закон обратной силы не имеет. Так почему же снимают руководителя?» 

Константин Харет приоткрыл министерскую «кухню». 

Оказывается, полгода назад к нему пришел гонец из минкульта и передал требование министра: на следующий день  подписать заявление об увольнении по собственному желанию. «Иначе министр меня уволит по статье, несмотря на шумиху. Возникает вопрос: кому мешает директор? Или вообще русский театр? Неслучайно же один из министерских чиновников сказал мне: ты же не сделаешь театр нерентабельным? Я этого не сделаю точно, потому что за мною люди. В  театре служат около ста человек, которые хотят стабильности, как и вся наша страна». 

Если два года назад  театр за отопление платил по 100 тысяч лей в месяц, то в прошлом году из-за повышения цен уже 200 тысяч. Неизвестно, что будет в этом году и как выживать. В этой сложной ситуации, как считает Константин Харет, события могут пойти по такому сценарию. 

Директор предполагает, что зимой  отопление будет стоить порядка 300-400 тысяч лей в месяц: «Думаю, что такие деньги на сегодняшний день заработать сложно. Мы пишем письмо в министерство о финансовой поддержке, чтобы отапливать зрительный зал. Министерство отвечает, что такой возможности нет, и сигнализирует правительству: дескать, театр не может себя обогреть, он нерентабельный. Театр закрывают. Или продают. Несколько лет назад перед ним  хотели построить девятиэтажное здание под офисы. Это место – такой лакомый кусочек, здесь какой-то торговый центр мог бы принести кому-то гораздо больше денег». 

Константин Харет озвучил такой план министерства, касающийся «оптимизации» театров. Правящая партия логична в своем сокращении работающего народонаселения: после школ, институтов  пришло время искусства!   

«Согласно реформе,  все сотрудники театров должны будут пройти конкурс или другую проверку на профессионализм. Потом оставшимся актерам повысят зарплату в два, а может, и в три раза. А куда пойдут остальные? На что будут жить в это сложное время? И вообще - кто будет судить творческих людей?  Поэтому я сегодня выступаю в защиту тех, кто верит в меня, кто старается сделать этот мир лучше, приносить зрителям радость».  

Главный администратор, заведующая труппой Любовь Рощина служит в театре почти 50 лет. Пережила более десяти директоров до Константина Харета: «И могу сказать с твердой уверенностью, что это один из руководителей, который делает все, что можно, на благо театра и всего коллектива. В частности, новую сцену, а этим может похвалиться далеко не каждый театр. Куда ни посмотри, все создано и отремонтировано с его подачи. Это талантливый человек во всем. И у меня вызывает полное недоумение уведомление министерства. Если трогают директора, который столько делает для театра, значит, затрагивают весь коллектив. А мы хотим работать, заниматься творчеством, а не разборками». 

Актер и режиссер Дмитрий Коев рассказал о том, откуда, возможно, «растут ноги» у министерского документа.  Есть несколько оппозиционеров среди коллектива, которые решили, что театр идет не туда. Что только они знают, каким он должен быть, кким должен быть репертуар и т.д.: «На самом деле театр идет туда, и вы, зрители, тому подтверждение. Но они решили пойти не только против Константина Спировича, а против всего коллектива. Не поговорив ни с кем из нас, начали делать свои грязные дела. Пять лет мы это «кушаем». В театре неоднократно были проверки, которые ничего не нашли. Если они нас так уж не любят, то пусть создают свои театры, а нам не мешают работать». 

Актер и режиссер Геннадий Бояркин: «Больно. Если Константина Спировича снимут, театр рухнет. Потому что он не просто хороший директор, а великолепный человек. Сам из театральной семьи, сам работает на сцене и знает всю нашу театральную кухню изнутри. Знает, как поддержать артистов, как работают все цеха. Старается, чтобы цены на билеты у нас были ниже, чем в других театрах». 

Все выступавшие актеры и режиссеры говорили о многочисленных заслугах Константина Харета. О том, что он профессионал своего дела, надежный и ответственный руководитель на протяжении 12 лет, действующий исключительно в интересах коллектива, зрителей и процветания молдавской культуры в стране и за рубежом. И констатировали с горечью: коллектив доведен до отчаяния тотальной дискриминацией, психологическим давлением и открытым третированием со стороны министерства культуры. Театр просит не прерывать действующий контракт, заключенный на законном основании до 9 октября 2025 года.  

Актриса Ольга Бояркина-Косницер: «Нельзя обезглавить театр в такой сложный период времени, когда неизвестно, что нас ждет нынешней зимой. Нам не выжить  без Константина Харета. И мы убедительно просим министра культуры Сергея Продана нас поддержать. Мы будем  отстаивать директора до последнего. Надо будет – переберемся жить в театр. Надо будет – объявим голодовку!»

Директор Константин Харет поблагодарил пришедших на митинг и отметил, что благодаря зрителям театр Чехова в 2019 году по данным министерства культуры стал самым посещаемым среди всех концертно-театральных учреждений.
        
Нужно отметить, что актеры молдавских театров никак не отреагировали на беду русского театра. 
         

Марина ЛАВРОВА                                 http://www.vedomosti.md/news/teatr-chehova-gotov-obyavit-golodovku-v-podderzhku-direktora
Вернуться назад