За освобождение Кишинева - на задворки города, на задворки памяти
Сегодняшнее молодое поколение вряд ли помнит, что когда-то в столичном секторе Ботаника была улица, носившая имя советского военачальника, Героя Советского Союза и Почётного гражданина города Кишинёва, полковника Алексея Ильича Бельского (1914—1970), под чьим командованием в 1944 году во время Ясско-Кишинёвской операции батальон советских войск первым прорвался в освобождаемый от фашистов Кишинёв и установил в центре города Знамя Победы. Как свидетельствуют исторические факты, водружено оно было на здании, расположенном на пересечении проспекта Ленина (сегодня Штефана чел Маре) и улицы Гоголя (в наши дни Митрополит Бэнулеску-Бодони).
В долгу не остались
Улице, соединяющей Старого (сейчас Сармизеджетуса) с Гренобля, было присвоено имя Алексея Бельского в 1970 году, после смерти военачальника. А в Кишинёве он проживал с 1964 года после увольнения в запас по состоянию здоровья.
Заслуженный деятель физической культуры и спорта МССР, заслуженный тренер МССР, депутат первого созыва парламента РМ Владлен Иванович Лыюров имел честь знать Алексея Бельского лично, так как их пути пересекались в годы работы собеседника Noi.md заведующим отделом ЦК комсомола, где он занимался всей военно-патриотической работой, призывом в Советские Вооружённые силы и так далее. У Лыюрова остались самые приятные воспоминания о Бельском, как о человеке и профессионале.
– Это был человек высокой внутренней дисциплины, человечный, ответственный по отношению к выполнению своего долга. Всё, что он делал, считал своим долгом, – сказал В. Лыюров. – Бельский возглавлял кишинёвское военно-спортивное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), которое подчинялось Минобороны. Он собирал вокруг себя ветеранов – участников ВОВ.
Молдавские партийные руководители очень хорошо относились к А. Бельскому. Они, собственно, и предложили ему приехать в республику после увольнения в запас. И в год его приезда, по случаю годовщины освобождения Молдавии от фашистов, 24 августа 1964 года решением Кишинёвского городского Совета депутатов трудящихся ему было присвоено звание Почётного гражданина Кишинёва. В дань уважения к Бельскому и была названа его именем улица в микрорайоне Ботаника.
Пакетное переименование
20 лет никто из руководителей страны на название данной улицы не покушался, но всё резко изменилось после распада СССР и провозглашения Республикой Молдова независимости. Буквально среди первых задач пришедших к власти сторонников Народного фронта было массовое переименование улиц. В 1991 году подавляющее большинство улиц в молдавской столице (а их более 500!) поменяли свои названия. В первую очередь, под удар попали все государственные деятели, личности, связанные с советским периодом и годами Великой Отечественной войны.
Кроме Бельского, стереть из людской памяти тогдашние представители муниципальной законодательной власти решили и имена таких советских военачальников, как генерал-полковник Николай Берзарин, маршалы Семён Тимошенко, Фёдор Толбухин, Родион Малиновский. Но если за переименование улиц Берзарина, Тимошенко, Толбухина и Малиновского не так сильно ратовали, то за возвращение улице на Ботанике имени Алексея Бельского велась активная борьба.
Находившиеся у власти в Молдове правые силы и слышать об этом не хотели. Помню тот период, начиная с 2011 года, когда периодически на заседаниях муниципального совета во время деклараций, с которыми выступали представители фракций от разных политических партий, периодически поднималась и тема возвращения имён советских военачальников прежним улицам.
Против памяти поколений
Активно тогда за улицу Бельского боролись также активисты Общественной организации Лига русской Молодёжи, возглавляемой тогда Игорем Тулянцевым. В беседе с Noi.md общественный деятель освежил в памяти журналиста события 11-летней давности. Он рассказал, что осенью 2011 года активисты Лиги русской молодёжи провели опрос среди жителей улицы Куза Водэ (бывшая Бельского), чтобы узнать, как они относятся к переименованию. Большинство опрошенных сожалели о том, что имя военачальника, освобождавшего наш город, было незаслуженно вычеркнуто из списка названий улиц.
Заручившись поддержкой горожан, в октябре 2011 года Лига русской молодёжи запустила проект «Память поколений», одной из задач которого было объявлено возвращение ряду улиц Кишинёва прежних названий, в том числе и Бельского. После этого был начат сбор подписей. По словам Игоря Тулянцева, среди жителей улицы, ранее носившей имя военачальника, удалось собрать 5 тыс. подписей. Их планировалось представить муниципальному совету Кишинёва, чтобы местные избранники, учитывая желания горожан, приняли соответствующее решение.
Однако тогда у власти в муниципии находились либералы во главе с Дорином Киртоакэ, которые всеми правдами и неправдами старались не допустить возврата к прежним названиям, пусть даже нескольких улиц. Либеральному руководству города также ничего не стоило пообещать, а потом отказаться от своих слов. Именно так и сделал тогдашний мэр Дорин Киртоакэ: сначала он пообещал вдове Алексея Бельского – Лидии Алексеевне Бельской, что вернёт улице имя её супруга, а спустя какое-то время заявил, что местная власть ничего менять не намерена.
После завершения этапа сбора подписей за возвращение имени Бельского улице, называемой так на протяжении двух десятков лет, активисты Лиги русской молодёжи собрались у здания мэрии, чтобы передать списки тогдашнему мэру Д. Киртоакэ. На дворе был апрель 2012 года. Градоначальник не решился выйти к манифестантам, поэтому списки были переданы в приёмную генерального примара.
В мае 2012 года Д. Киртоакэ, выступая по случаю Дня Победы на одном из местных телеканалов, на вопрос ведущего о данном вдове Бельского обещании, поставил на этой теме точку, заявив, что она закрыта ещё с начала 1990-х годов, когда произошло массовое переименование столичных улиц.
Других проблем хватает
Спустя годы многие кишинёвцы, проживающие на улице, ранее носившей имя Бельского, всё ещё готовы поддержать инициативу по возвращению ей прежнего названия. Почти пять лет назад, по случаю празднования очередной годовщины проведения Ясско-Кишинёвской операции, съёмочная группа портала Noi.md провела опрос среди жителей сектора Ботаника, попросив ответить на вопрос, готовы ли они поддерживать инициативу по переименованию улицы в честь Алексея Бельского, если она будет официально предложена горожанам. Выяснилось, что готовы были поддержать это предложение, в основном, люди среднего и пожилого возраста. Некоторые из респондентов говорили, что до сих пор называют улицу по-старому, а наименование Куза Водэ больше фигурирует в документах.
«Те «товарищи», которые в начале 90-ых годов переименовали улицу Бельского, били себя кулаком в грудь, что они восстанавливают историческую справедливость. И что? Люди называют его так, как это было в советское время. Это далеко не единственный случай, когда предпочитают использовать прежние названия. Взять ту же улицу Сармизеджетуза, название которой даже не все молдаване могут выговорить с первого раза. Поэтому продолжают называть её улицей Старого», – отметил респондент.
Были среди опрошенных и те, кто высказал нейтральное отношение к подобной инициативе. «Других проблем помимо переименования улиц вполне хватает. Надо же понимать, что это затратное мероприятие. Многие дома и юридические лица зарегистрированы на улице Куза Водэ, и в случае переименования придётся ворошить реестры, официальную документацию, изменять зональный градостроительный план. Эта инициатива, даже если она будет вынесена на официальное обсуждение, попросту «утонет» в бюрократических проволочках», – поделился своим мнением молодой человек.
Прошло уже немало лет, и для многих представителей молодого поколения этот вопрос совсем не важен, некоторые и вовсе не знают, кто такой Алексей Бельский и что он сделал хорошего для Кишинёва и Молдавии. Постепенно сошло на нет желание и стремление ряда партий и организаций восстановить историческую справедливость.
Музей постигла судьба улицы
Участь улицы Бельского постигла и одноимённый музей, в середине 2000-х годов действовавший при русско-молдавской школе №57, впоследствии переименованной в лицей Траян, который расположен на Куза Водэ. По словам тогдашнего директора школы №57 Аглаи Ивановны Колосковой, музей был создан силами учителей и учеников. В нём хранились письма с фронта, личные вещи участников войны, были различные тематические стенды и много других экспонатов. Там часто проводились уроки военно-патриотического воспитания школьников, встречи с ветеранами ВОВ.
Журналисту Noi.md посчастливилось разыскать и расспросить о школьном музее и его директора Евгения Тисеева, который был одержим идеей сохранения памяти о ВОВ. По словам собеседника, руководил он этим школьным патриотическим уголком на протяжении примерно шести лет. – Там были собраны исторические данные участников и героев войны, проживавших в секторе Ботаника, висели стенды с фотографиями ветеранов, наших заслуженных земляков, бюст и экспонаты, связанные с именем Алексея Бельского, в честь которого и был назван музей и улица, – рассказывал Е. Тисеев. – Я сделал большой стенд с муляжами наград военачальника, экспонировалось его обмундирование. Также в музее были оформлены стенды, посвящённые истории советских и немецких войск с демонстрацией имевшихся у них наград, флагов и снаряжения. Были выставлены макеты самолётов, участвовавших в освобождении Молдавии во время проведения Ясско-Кишинёвской операции. Также я подготовил отдельный стенд, посвящённый освобождению Молдавии и Кишинёва в ходе Ясско-Кишинёвской операции, с картой и информацией, какие войска наступали и освобождали нашу республику и столицу.
Евгений Алексеевич рассказал, что с собранными в музее документами работали ветераны ВОВ и военные в запасе. Музей был местом, где любили собираться фронтовики, встречаться с молодёжью, рассказывать о событиях войны 1941-1945 годов. В этой связи он получил название боевого музея-уголка ветеранов войны и более того, занимал призовые места в организуемых на уровне микрорайона, муниципия, республики конкурсах.
– В нашем музее проходили встречи школьников с ветеранами, учителя приводили учеников на экскурсии, во время которых рассказывали им о разных военных событиях, боях, фактах и героях, – добавил Е. Тисеев. – У нас даже была тетрадь с записями проведённых экскурсий. Но году в 2008 году музей закрыли, а я перешёл работать в другое учебное заведение. Часть экспонатов, документов и фотографий взял с собой и ещё какое-то время 9-го Мая выставлял в фойе лицея, куда перешёл работать, рассказывал учащимся о событиях, связанных с ними. Ребята слушали, знакомились с историей, фотографировали. Но потом наступили другие времена и интерес к этой теме пропал.
Стерилизация народной памяти
Из беседы с председателем Русского историко-патриотического клуба Алексеем Петровичем выяснилось, что в музее «РАТНАЯ СЛАВА», созданном поисковым отрядом «Август» и руководимым им клубом, среди тысяч предметов военной поры, обнаруженных в ходе поисковых работ на местах сражений, хранятся папаха и погоны Алексея Бельского, переданных им сыном военачальника.
Вместе с тем Петрович считает несправедливым тот факт, что в честь Бельского, а также других военачальников, названы периферийные улицы, расположение которых мало кому известно.
– На окраине Кишинёва, в прилегающем к Аграрному университету частном секторе, улочкам, на которых расположено от силы по 8-10 домов, и были присвоены имена выдающихся военачальников, освободителей нашей страны – Бельского, Толбухина, Тимошенко и Берзарина, – сказал А. Петрович. – На карту города Кишинёва эти улочки до сих пор не нанесены, хотя решение о присвоении им этих имён было принято, если не ошибаюсь, ещё в 2008 году. Вот такое место нашли власти города для этих выдающихся личностей, таким образом – отправкой на задворки города – был оценён их подвиг. Это, кстати, единственные улицы, которые носят имена полководцев Великой Отечественной войны.
По мнению руководителя Русского историко-патриотического клуба, все 30 лет независимости власти из народной памяти пытались стереть память о тех, кто защищал Родину и сложил свои головы в годы войны.
– Пытались запретить серп и молот, искоренили формулировку Великая Отечественная война, официально признав её в парламенте оскорбительной, уравняли в правах ветеранов Красной армии и ветеранов, сражавшихся в рядах союзной Гитлеру Королевской Румынии; сузили информацию о Второй мировой войне до двух академических часов при изучении в школе; оправдывали Антонеску и открывали памятники тем, кто совершал на молдавской земле преступления против человечества, – убеждён А. Петрович.
И как это не печально, но сегодня память о людях, избавивших мир от фашизма, порой и ценой своей жизни, помогает сохранять не столько государство, сколько некоторые неправительственные организации, отдельные наши соотечественники-энтузиасты. Благодаря поисковикам, из забвения удаётся вырывать имена солдат, без вести пропавших в годы войны 1941-1945 годов. Но хотелось бы, чтобы не только они способствовали сохранению памяти тех, кто освобождал наш город. Будет очень горько и обидно, если их имена и подвиги навсегда уйдут из нашей истории.
Лидия Чебан