Молдова все больше становится похожа на Украину, и это пугает

Молдавские власти усердно рвутся к той же пропасти, над которой балансирует соседнее государство.                
                                   
Кишинев все глубже вовлекается в напряженную ситуацию вокруг Украины. Президент, премьер и глава МИД Молдовы все чаще  комментируют "эскалацию в регионе", формально призывая к умиротворению обстановки, а фактически — воспроизводят интонации, которые звучат в речах политических представителей США в отношении якобы "российского вторжения".

На днях министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Нику Попеску в очередной раз заявил, что " присутствие оперативной группы российских войск противоречит обязательствам, которые взяла на себя Россия и законам Республики Молдова". Поводом стали учения ОГРВ, которые прошли в Приднестровье. Министр заявил, что эти "контпродуктивные действия" не помогут ослабить "напряженность ситуации в регионе". Что означало, что говорил министр все-таки не столько о Приднестровье, сколько об Украине. Нельзя назвать это иначе как "выстрелом в собственную ногу", потому что хаос на молдавско-украинской границе станет последней соломинкой, которая переломит хребет правительству Молдовы, зажатому в тисках двух кризисов — энергетического и эпидемиологического.

Все многочисленнее голоса международных экспертов, которым ясно,  что напряженность нагнетают исключительно Киев и Вашингтон, с подачи которого вся мировая пресса, лидеры государств и руководители НАТО уже неделю трубит о "готовящемся вторжении". Эта повышенная активность, надо отметить, развернулась синхронно с подготовкой ответа США и НАТО на предложения России по безопасности. Ответ, который, как уже заявляют депутаты Госдумы и эксперты, скорее всего, не содержит никаких существенных, реальных предложений по восстановлению безопасности.

Для Украины война, к которой подталкивают президента Зеленского, стала бы для киевской администрации одновременно и благом, и катастрофой. Благом — потому что "война все спишет", все провалы, коррупционные и политические скандалы в его администрации. Катастрофой — потому что слишком очевидно, что за семь лет с момента начала конфликта на Донбассе ни украинская армия, ни украинская власть не стали ни консолидированнее, ни сильнее.

Многочисленные испытания "экспериментального оружия" (одно из таких очередных испытаний проводится в Одесской области, неподалеку от Молдовы), гордое позирование в подержанном американском снаряжении — все это никого не убеждает. Представители власти в Киеве лучше всех осведомлены о моральном и материально-техническом состоянии украинской армии.

Силовой блок при Зеленском продолжил исправно исполнять роль коррупционной кормушки для киевских элит. "Странные" реформы ВСУ и СБУ не только не привнесли порядка, а еще и усилили хаос в силовых структурах. "Мертва ли реформа в армии?" — этот вопрос звучит в украинских СМИ уже много лет, и тот факт, что ответа на него так и не нашли, "пациент скорее мертв, чем жив". Это одна из причин, по которой НАТО не спешит с авансами в адрес Киева и не торопится рассуждать о возможном вступлении Украины в Североатлантический альянс. Вооруженные силы Украины просто не в состоянии соответствовать стандартам НАТО. И речь тут вовсе не о инклюзивности и гендерном равноправии — ВСУ разлагает коррупция, бизнес-интересы, кумовство.

Без всякой войны Украина оказалась на грани экономического коллапса и деградации общества, распоясавшегося криминала и тотальной контрабанды, которую "крышуют" в высоких кабинетах. Кстати, еще и поэтому остается мало надежд на решение проблемы с обмелением Днестра на территории Молдовы и экологической катастрофой из-за строительства Украиной каскада ГЭС. Слишком большие деньги уже "освоены" и "распилены", а государственные чиновники, которые курируют проект, вряд ли являются теми людьми, с которыми можно договориться. Хотя бы потому, что не они принимают реальные решения.

Говорят, что армия — это зеркало общества, и в этом смысле Украина полностью подтверждает этот тезис. Разложение армии идет параллельно с деградацией общества, которое раздирают конфликты и противоречия. Социальное противостояние вследствие обнищания населения и культура ненависти, которую подогревают радикальные неонацистские группировки, марширующие под портретом Бандеры — два фактора, которые в полной мере характеризуют современный украинский социум.

Проводниками, которые выстроили эту систему — то ли управляемого, то ли уже неуправляемого хаоса, — стали МВФ и сеть фондов Сороса. Излишне будет напоминать, что и в Молдове МВФ давно командует финансами, экономикой и социальной жизнью страны, а сетевые структуры Сороса и фонда Конрада Аденауэра господствуют в гражданском пространстве страны.

Предсказать будущее для молдавского государства, следующего параллельным с Украиной курсом, становится легко. Молдова все больше начинает походить на Украину и бежит по уже проторенной Киевом дороге. К чему это привело Украину — лишний раз повторять не надо, все перед глазами. И если в Кишиневе думают, что сумеют на этом пути проскочить катастрофу, то этого не произойдет. "Соскочить" не удастся хотя бы потому, что ни Кишиневу, ни Киеву права решать западные партнеры не доверят.

Игорь Демиров
Вернуться назад