Наша премьерша по специальности – политолог, она же при этом бывший министр финансов, в каковой должности находилась около пяти месяцев.
Что же она имела в виду, когда объявила, что при Стояногло у генпрокуратуры «аморфная структура»?
Аморфная – значит расплывчатая, бесформенная, неструктурированная, не имеющая кристаллической решетки.
Прежде чем мы с вами выясним суть этого шедеврального высказывания, вспомним о правительстве, в котором «оценщица» занимает должность премьерши. Согласно закону о правительстве №136/2017, оно является коллегиальным органом публичной власти. И этот коллегиальный орган обретает «структуру» коллегиальности только на час-два в неделю, когда все министры, члены правительства собираются на заседание. Все остальное время правительство – в высшей степени бесформенная структура, все члены правительства действуют врозь. Решения правительства должны приниматься коллегиально, на заседании, в установленном порядке.
В отличие от кабинета министров, прокуратура работает ежедневно в полном составе, с четко выраженной «кристаллической решеткой», по закону о прокуратуре №3/2016. В отличие от министра, каждый прокурор, в соответствии с положениями закона о прокуратуре и уголовно-процессуальном кодексе, вправе принимать и принимает решения единолично. Вмешательство генпрокурора в принятие решений прокурором законодательно запрещено.
Таким образом, правительство явно, согласно закону о правительстве, и есть самая аморфная госструктура.
Премьерша также сетует на то, что прокуратура не стала «локомотивом для прекращения кражи публичных финансов».
Уточним. Согласно закону о публичных финансах №181/2014 администратором государственного бюджета является министерство финансов. Администратор соответствующего бюджета обязан обеспечить сбор, учет и контроль поступлений в бюджет финансовых средств, он также в ответе и за правильность их исчисления и взимания.
Таким образом, если публичные финансы используют не по назначению, крадут, уклоняются от уплаты налогов и платежей, то в ответе в первую очередь министерство финансов и правительство, а не прокуратура. Прокуратуру следует критиковать за непринятие мер к администратору бюджета, когда неадекватно управляются госфинансы.
Думитру БАРБАЛАТ