Политические итоги парламентских выборов Молдовы продемонстрировали неадекватность привычных схем мышления. Понятия «реформы», «переходная экономика», «модернизация», «общество возникающих рынков» уверенно заменяются какими-то механизмами, которые подобно вихрям захватывают поведение людей со всеми их планами, мотивациями, установками и прочим.
До сих пор, «Европейские одежды» всегда мешковато сидели на молдавских чиновниках с их животными аппетитами, социальными ценностями и жаждой наживы. Очевидно, что исторические вековые традиции европейских, американских, азиатских ценностей радикально отличаются от современных молдавских. В социологии хорошо известны концепции функционирования и развития политических элит. Самые известные – Вильфредо Парето, Гаэтано Моски, Макс Вебер.
Циркуляция элит по Парето заключается в том, что два крайних класса политических элит поделены на консервативных и решительных львов и хитрых лис. Приход к власти лис заканчивается коррупцией и общество требует их сменить на львов. Но власть львов приводит к бюрократии и общество опять требует лис.
Вебер представлял демократию в виде избираемого и назначаемого управления государством, первое обеспечивало демократию, второе – эффективность.
Моска приводил три способа циркуляции – наследование, выборы или обновление состава без всякого выбора. Основным критерием сменяемости политических элит Моска считал наличие знаний о ментальности народа, его национального характера.
Давайте вспомним, как происходили смены левых и правых направлений в современной Молдавии. В начале был Воронин, успехи которого в начале 2000-х до сих пор теплым шлейфом ведут некоторые слои населения к необдуманным поступкам. Воронин смог мобилизовать местный потенциал, серьезно ограничить криминал и заложить вектор развития, высокая верхняя точка которого послужила хорошей инерцией для последующего правления Филата.
Напомню, как все начиналось у Влад Васильевича – отношения с ЕС пошли по восходящей, в страну стали приезжать высокие чиновники. В июне 2010 Филат отказался от своей премьерской зарплаты в пользу госпожи Фивы Рудяну, жительницы села Рэдоайа, Сынжерейского района, которая ухаживала за шестерыми внуками. В августе 2010 Филат отправился в Тирасполь и в неформальной обстановке началось решение приднестровского вопроса. А потом был провал в борьбе с коррупцией, миллиард и прочее. Закончилось все Плахотнюком и переходом маятника в левый край Додона, колебания которого были уже значительно ниже. Сам Додон в качестве своих основных достижений выделяет болтовню, инициативы и отношения с Россией. Додону повезло и в его райдер вписалось не его свержение режима Плахотнюка. (https://point.md/.../dodon-nazval-5-osnovnykh.../). Инерция Додона следующему Правительству отсутствует и это будет не катастрофа Майи Санду, а всей Молдовы.
Факторы кризисных тенденций накоплены в трех глобальных направлениях, которые уже сформированы в культуру или, если хотите - тенденцию:
1) Фискально – коррупционное;
2) Социально – идеологическое;
3) Демографическо – геополитическое.
Современную модель коррупции заложил Филат. Это из той же серии либералов, которые сейчас заполняют Правительство РМ. Фискально – коррупционная модель управления страной – это симбиоз властей и бизнеса, против которого у существующего правительства нет никакого рецепта. Зато мы все очень хорошо понимаем последствия этого процесса – незащищенность собственности и блокирование человеческой активности, в том числе роста благосостояния. Программа Правительства демонстрирует не убедительные и не полные меры борьбы с коррупцией и совсем не факт, что при накопленных бюджетных дефицитах, не сработает традиционный рефлекс власти – вытрясти недоимки с народа.
Второй блок сохраняет не только социальное напряжение и протестное настроение общества, но и самый важный аспект – деградацию «человеческого капитала». Последний выражен не только бедностью, но и такими атрибутами здорового человеческого общества как репродуктивность, культура, профессионализм, предприимчивость, здоровье и т.п. Как это исправить я тоже в программе Правительства не нашел.
Третий раздел в этом списке выглядит как следствие. Низкий социальный уровень и неуверенность в завтрашнем дне уменьшают демографию от миграции до рождаемости, а геополитические колебания только усугубляют ситуацию. Первые обещания Правительства о предоставлении диаспоре льгот по возвращению, вносят большую путаницу – хочется уехать и вернуться на льготы. Как-то тезисно, а значит не реализуемо. Лучше бы просто сказали – «Большое Спасибо!!! Мы будем стараться создать Вам условия для того, чтобы захотели тут жить». Предоставление льгот для вполне обеспеченной группы - знак того, что формы коррупции будут эволюционировать.
В этих условиях стабильность будет только для видимости, а экономика успешной на бумаге. Главная причина упадок репродукции населения и наделения его востребованными за границей навыками. Человек - немногий экспорт Республики Молдова, а трансферы из-за рубежа – основной источник доходов тех слоев внутри страны, которые обслуживают чиновничью олигархию и сливающихся с ней силовую.
Что бы не писали, обозначенные направления будут только усиливаться и формировать различные кризисы, в том числе межэтнического и геополитического характера. Как долго это будет и насколько будет серьезным рассчитать невозможно, но сценарий гражданской войны вероятностен как никогда. Разумный выход здесь – не переброс власти а-ля Воро-Дону – так только хуже. Разумный выход – построение со стороны правящей партии условий для создания сильной оппозиции, которая может стать мостом через овраги коррупции и социальной деградации.
P.S. Текст опубликован до того, как я увидел желания правящей партии сменить Генерального Прокурора путем внесения изменений в закон, что еще больше обостряет ситуацию и усиливает вероятность печальных прогнозов.
Дмитрий Тэрэбуркэ