В Молдове готовится новое громкое преступление или оно уже произошло?

В Молдове готовится новое  громкое преступление или оно уже произошло?Чем отличается политика НБМ от действий Банка Англии, Европейского центробанка и ФРС США в период пандемии?
 

Несколько дней назад председатель ПСРМ Игорь Додон озвучил идею использовать для помощи гражданам, медицинской сфере и поддержания экономических агентов, пострадавших от пандемии, денежных средств Нацбанка Молдовы. Додон предложил, чтобы НБМ  выделил на эти цели от 10 до 20 млрд. лей. Из окружения Майи Санду (возможно, по указанию внешних партнеров) на идею лидера социалистов откликнулись вице-председатель PAS Наталья Гаврилица и советник президента Вячеслав Негруцэ. Оба словно под копирку обвинили Игоря Додона в подготовке новой кражи миллиарда евро из Нацбанка Молдовы. Негруцэ утверждает: «Уже было одно подобное решение комиссии в 2014 году, и тогда 10 миллиардов было взято из НБМ, после чего было взято еще 5 миллиардов… И этот же персонаж был рядом с теми, кто выносил предложения и принимал решения. Теперь вся прокуратура ищет миллиарды, персонажа и координатора схемы».
 
Любопытно, что именно Негруцэ был министром финансов в коррупционном правительстве Влада Филата, когда готовилась «кража века», а потом депутатом ЛДПМ, партии, которая назначила Юрия Лянкэ и предоставила ему возможность принять нужные политические решения для  хищения денег из НБМ. А самого Негруцэ в 2015 году суд сектора Рышкань приговорил к трем годам лишения свободы условно. Советник Майи Санду был обвинен в злоупотреблении служебным положением — во время пребывания в должности министра финансов разрешил передачу 400 тысяч евро бывшему депутату ЛДПМ Пантелею Сандулаки.
 
Однако нас интересует не новое выяснение отношений между людьми Майи Санду и лидером ПСРМ, очень напоминающие информационные спецоперации во время президентских выборов (тогда Додона обвиняли в фальсификациях еще до начала электорального процесса). Это дело враждующих политических сил. Намного более интересно другое: что делают в нынешней пандемической ситуации центробанки стран Запада? Запад выступает в роли идеала для проевропейской ПДС и ее сторонников.
 
Великобритания стала первой страной, где во время нынешнего кризиса, вызванного пандемией коронавируса,  решили  применить так называемое монетарное финансирование бюджетных расходов. Другими слова, Банк Англии напрямую кредитует правительство, чтобы оно смогло быстро предоставить средства бизнесу в рамках  программы помощи.  Всего в 2020 году  правительство Великобритании направило  280 млрд.  фунтов на меры поддержки экономики. В нынешнем году оказание помощи продолжилось.
 
Также известно, что в прошлом году  ЕЦБ утвердил экстренный пакет мер стимулирования экономики из-за пандемии. Меры включали  покупку государственных и корпоративных облигаций, предназначенных для инвестирования в экономики европейских стран, поддержания низких процентных ставок и предоставления предприятиям доступа к дешевым кредитам.

 Компании использовали эти ссуды для выплат пособий сотрудникам, уволенным во время пандемии. «Пандемия представляет серьезную опасность для здоровья населения, Еврозоны и мировой экономики», – заявила президент ЕЦБ Кристин Лагард. Программа  мер постоянно увеличилась  и была доведена  до 2,2 триллиона долларов. ЕЦБ готов предложить еще большую финансово-экономическую поддержку,  уверяет Кристин Лагард.
 
А что в США? Весной  2020 года Конгресс США принял пакет помощи экономике страны и гражданам в размере 2,7 триллионов долларов, что составляло на тот момент более 10 процентов ВВП США. Откуда взялись эти деньги у американского минфина? Их выделила играющая роль центробанка страны ФРС. В декабре 2020 года Конгресс одобрил еще один пакет мер в 900 млрд. долларов. А после утверждения итогов выборов в начале 2021 года появился   «Американский план спасения» Байдена, предусматривающий, кроме прочего, прямые выплаты населению, дополнительное финансирование закупок вакцины и помощь безработным.  Размер пакета мер для оживления экономики в условиях пандемии коронавируса составил 1,9 триллиона долларов.
 
Сумма в 1,9 триллиона долларов соответствует примерно десяти процентам годового ВВП США.
 
В общей сложности за 12-месячный период, завершившийся в январе, дефицит бюджета   США достиг 3,47 трлн.  долларов, что составляет 16,2% от ВВП.
 
Итак,  примеры стран ЕС, Великобритании и США нам показали, что центробанки активно поддерживают население и экономики своих государств. Поэтому идея использовать средства Национального банка Молдовы для оказания помощи экономике и гражданам нашей страны в период пандемии не является оригинальной и давно реализуется на практике. Безусловно, эксперты предупреждают, что чрезмерное вливание средств чревато инфляцией. Но,  тем не менее, власти и центробанки идут на эти шаги,  иначе коллапс придет с другой стороны.
 
Таким образом, ничего удивительного и  свежего в предложении Игоря Додона не было. Более того, НБМ Молдовы и администрация президента, если они на самом деле  хотят действовать в интересах граждан и экономики, должны были сами предложить подобные пакеты мер. По аналогии тому, что делали  Банк Англии, ЕЦБ и власти  США. Почему не последовать хорошему примеру? Потому что деньги могут быть украдены? Так создайте такой механизм, чтобы это было сделать невозможно. Может  не хватает  навыков и знаний, в конце концов, мозгов?  Или хочется вернуться те времена, когда все коррупционные схемы возглавляла ЛДПМ?
 
Может, у критиков цели другие, далекие от интересов жителей этой страны? Это правомерный вопрос.
 
Напомним, что в декабре 2020 года депутаты ПСРМ, партии «Шор» и группы «За Молдову» приняли решение о прекращении выплаты гражданами миллиардов НБМ в связи с «кражей века». Не граждане  их украли и не они должны их возвращать – таков лейтмотив решения. И в сложное время сотни миллионов лей могли пойти на закупку вакцин, медикаментов, оборудования, на лечение больных. Но представители проевропейских партий опротестовали это решение в Конституционном суде, и все вернулось на круги своя. Пусть деньги граждан закачиваются в Национальный банк.
 
Или  другое решение. О кредите в 200 млн. евро, о котором договорились предварительно правительство Иона Кику и Российская Федерация. Первоначально речь шла об инфраструктурных проектах, а после начала пандемии — о финансировании медицины страны, закупке оборудования, лекарств и т.д.
 
Опять же проевропейские партии обратились в Конституционный суд,  и он принял сомнительное решение, объявив выгодное кредитование незаконным. Если бы не было того вердикта Конституционного суда, то сейчас Молдова могла, например,  в счет российского кредита получить из Москвы столь необходимые вакцины от коронавируса, лекарства и т.д. И, возможно, не понадобилось бы ставить вопрос о кредитовании правительства НБМ.
 
Но против отмеченных решений и российского кредита выступили западные канцелярии, и проеврорпейские партии Молдовы взяли под козырек.
 
Что в итоге?
 
В то время как нацбанки ведущих государств и ЕЦБ вливают в экономики триллионы, поддерживая своих граждан и компании, конечно, обесценивая свои валюты и долговые обязательства, НБМ накапливает резервы, главным образом в виде ценных иностранных бумаг,  держит их за границей. Никакой помощи ни гражданам, ни национальной экономике не предлагает.
 
Сейчас, как уже отмечалось, дефицит бюджета   США  составляет 16,2% от ВВП. Франция планирует довести дефицит бюджета до 9% ВВП. У Молдовы запланирован дефицит в размере 14 млрд. лей  или 6.8% ВВП. Наверное, мы ни в чем, кроме экономии средств не нуждаемся?
 
Так что же на самом деле является преступлением? Предложение выстроить схему мер для помощи населению и экономике или бездействие НБМ и президента в данных обстоятельствах?
 
Ответ на этот вопрос уже дали Банк Англии, ЕЦБ и американская ФРС.
 
Но молдавский политический «бамбук» продолжает шуметь, партии атакуют друг друга, ведя бескомпромиссную  борьбу за власть под стоны умирающих в больницах граждан.
 
Почему бы и нет? У политиков, сотрудников НБМ, администрации президента, чиновников правительства и депутатов, как показывают декларации о доходах, деньги есть. Тяжелые времена могут переждать.
 
Так, может быть, в  Молдове не готовится новое  громкое преступление, а оно уже произошло?
 
Автор — Сергей Ткач
Источник: mejdurecie.md
Вернуться назад