11 июня в молдавском парламенте произошло событие, которое общество фактически не заметило и недооценило. Депутаты приняли декларацию, осуждающую «политический туризм». «Политический туризм» — это иносказание, которое описывает открытую куплю-продажу депутатов как девиц в борделе. Поэтому, если называть вещи своими именами, то можно было бы использовать и другие термины – политическая проституция, политическая аренда, политическое рабство и т.д. Но не это главное. Декларация зафиксировала одну важную вещь:
«…Эти действия, основанные на коррупции, усугубляют политическую коррупцию». То есть, открыто было сказано, что в стенах законодательного органа совершались преступления. Не менее важно и то, что за документ проголосовало подавляющее число депутатов, почти все. Таким образом, сами депутаты признали, что они участвуют в преступлениях – коррупции. И данную декларацию можно рассматривать уже не как некий политический акт, а элемент уголовно-процессуальных действий. По сути это было признанием, явкой с повинной, добровольным сообщением о совершенных преступлениях.
Может ли Генпрокуратура, которая открыла уголовные дела по фактам подкупа депутатов, использовать данную декларацию как часть собранных доказательств – трудно сказать. Такого раньше не происходило. Оценивать последствия будут юристы.
Однако, после того как депутаты приняли декларацию, в которой признались в совершении преступлений, должны последовать другие действия. Следственные. А затем, по логике, — наказание.
В публичной сфере официальные лица называют суммы, которые были использованы для подкупа депутатов. Речь идет о 20 миллионах долларов (евро). Опять же, конкретные суммы – это не политические заявления, а отражение того, что происходило в реальности. Ведь были встречи, беседы, телефонные звонки, передачи денег. Есть много заявлений политиков. Словом, для компетентных органов существуют материалы, требующие тщательного изучения и следственных действий. И, соответственно, запросов о снятии депутатской неприкосновенности.
Увидим ли мы их – покажет время.
В настоящий момент наиболее важно другое. Не все молдавские парламентарии были вовлечены в коррупцию, и законодательный орган разделился на две части. Одна – депутаты, которые остались верны волеизъявлению граждан на выборах, сохранили партийную принадлежность. Другая – коррупционеры. Они обосновались в так называемом «антиправительственном блоке», объединении Pro Moldova и партии «Шор». После того, как депутаты сами признались в коррупции, мы имеем полное право сказать, что сейчас в законодательном органе работает преступное сообщество.
И что, дальше все и должно так оставаться? Преступники будут принимать законы, а граждане выполнять?
Безусловно, самым простым решением, является роспуск парламента. Но, как известно, должно произойти много всяких действий, прежде чем появятся законные основания для роспуска парламента.
Ну а что будет до этого? Думается, что «здоровая» часть парламента должна взять на себя обязательство не контактировать, не взаимодействовать со своими коллегами-коррупционерами. Депутатов Pro Moldova и партии «Шор» нужно вывести из всех комиссий, лишить их всякой возможности влиять на решения парламента. Условно говоря, «антиправительственный блок» следует отправить в политический карантин, изоляцию.
Если это сделано не будет, то остальная часть депутатов (блок ACUM и ПСРМ), которую мы условно назвали «здоровой», продемонстрирует нам, что они так же являются людьми с низкой социальной ответственностью.
Год назад депутаты блока ACUM и ПСРМ уже брали на себя обязательства по борьбе коррупцией и деолигархизации страны. Фактически они открыто сказали обществу, что будут искоренять политическое наследство Влада Плахотнюка и Илана Шора, беглых олигархов и организаторов «кражи века». Но, разругавшись, ПСРМ и ACUM свернули работу, под которой подписались, не выполняют обещания.
И вот теперь наступил момент истины. Либо социалисты и «акумовцы» доделывают начатое, либо они возвращают власть олигархам, преступному сообществу в парламенте, взаимодействуя с ним.В первом случае мы должны увидеть аресты депутатов-коррупционеров, а также всей группировки, участвовавшей в выводе из финансовой системы Молдовы миллиарда евро.
В последнее время все внимание уделяется экстрадиции из США Влада Плахотнюка. Безусловно, он – ключевая фигура, это «паук», раскинувший сети. Но кто мешает силам правопорядка Молдовы начать аресты исполнителей, высокопоставленных чиновников и политиков, выполнявших преступные указания? Кто из них находится за решеткой? Лянкэ? Дрэгуцану?
Сегодня единственный, кто отбывает наказание – выплачивает украденные миллиарды, — молдавский народ. Все остальные преспокойно прожигают или умножают похищенные деньги, делают политику, покупают в парламенте депутатов и открыто создают в законодательном органе криминальное сообщество. Допуская это, ПСРМ и ACUM превращаются в соучастников преступления. Преступления против народа. И народ, безусловно, оценит оказанную ему «услугу». На выборах.
Обратный отсчет начался еще в июне 2019 года.
А пока «антиправительственный блок» открыто насмехается над своими оппонентами и всем населением страны. На днях представитель Pro Moldova Сергей Сырбу предложил создать Антикоррупционный суд. Вор кричит: «Держи вора!».
Проголосуем? https://www.kp.md/daily/27145.5/4239494/