Воруй-спасай

В июне 97-го вор и наркоман Мотти Ашкенази спас десятки жизней в Тель-Авиве. Он случайно украл сумку террориста – там было три кило взрывчатки. За эту кражу он не только не сел, но и получил награды: сегодня процветает и растит пятерых детей.                                                                             

В июне 1997 года 30-летний Мотти Ашкенази – выходец из бедных криминальных районов Южного Тель-Авива – прогуливался по пляжу «Иерусалим». В тот день пляж был полон народа. Школьники праздновали окончание учебного года, многие отдыхали у моря целыми семьями. Но пляжные развлечения Ашкенази не интересовали. Гораздо больше его беспокоил вопрос, где достать денег на очередную порцию героина.
 
Наркоман и мелкий вор Ашкенази был давно известен местной полиции. На пляже он воровал сумки, одежду, часы и украшения. Он был местным «шустрилой» – так называют людей подобного сорта полицейские. Нередко Мотти заводил разговор с отдыхающими на пляже, стрелял сигаретку и позже вызывался последить за вещами, пока их хозяева купаются в море. Когда те возвращались, на месте не было ни вещей, ни Мотти.
  
   

 Позже он рассказывал журналистам, что в тот день чувствовал себя плохо. Худой, изможденный мужчина, он испытывал наркотическую ломку. Всего несколько дней назад Ашкенази арестовали за взлом автомобиля. Ему запретили покидать город и обязали ежедневно отмечаться в полиции. Он возвращался оттуда через пляж и размышлял, куда катится его жизнь. По его словам, горячо желал завязать с наркотиками.
 Потом Мотти увидел на тротуаре черный рюкзак. Оглядевшись, понял, что за рюкзаком не присматривают. Дальше сработали инстинкты: Ашкенази схватил добычу и бросился вон с пляжа. Он пробежал около двух кварталов, прежде чем решился зайти в подъезд одного из домов и осмотреть содержимое. Увиденное поразило его. В рюкзаке лежало взрывное устройство: часовой механизм с проводами, опутанными вокруг пластикового пакета. Сам пакет поместили в формочку для печенья.
  
   

 Закрыв рюкзак, Мотти бросился звать на помощь. Он ворвался в холл отеля «Савой» и закричал клерку, что нашел бомбу. Тот вызвал полицию. Пока ждали ее приезда, Мотти помогал выводить из отеля постояльцев и жестикулировал людям на улице, чтобы те держались подальше. Полицейские обнаружили в рюкзаке около трех килограммов взрывчатки. Сам Мотти, боясь, что его вновь арестуют за кражу, заявил, что нашел сумку в подъезде, куда зашел помочиться. Позже он признался, что украл ее на пляже.
 Мать Мотти рассказывала: она готовила еду, когда у ее порога внезапно появились сотрудники службы безопасности ШАБАК и журналисты. «Что за шум? Мотти опять что-нибудь украл?» – переполошилась она. «Ваш сын спас много людей. Похоже, что он герой, госпожа Ашкенази!» – ответил ей кто-то из журналистов.
  
   

 Бомба, найденная на пляже, могла бы унести десятки жизней. Вчерашний вор и наркоман Мотти Ашкенази стал настоящей звездой в Израиле. Про него писали газеты, с ним делали интервью. Раз от раза история кражи рюкзака в его словах становилась все более героической. Так, Мотти уже не упоминал о первоначальном испуге. Зато ссылался на голос, который он якобы услышал: «Когда я открыл сумку, будто что-то подняло меня вверх, и голос сказал: “Уноси отсюда ноги как можно быстрее”. Единственное, что я знал тогда – это то, что бомба не должна взорваться среди людей».
  
   

 По его словам, он и полицейским звонил лично. Услышав голос Мотти, полисмен, у которого он отмечался перед кражей рюкзака, якобы спросил: «Ты что, опять под наркотиками? Ты же только у меня был». А Мотти в ответ прокричал ему: «Я нашел бомбу! Бомбу!!!» Он говорил, что это был первый раз в его жизни, когда он обращался в полицию по доброй воле, а не был препровожден туда в наручниках.
 Вскоре службы безопасности установили личность боевика, который оставил рюкзак со взрывным устройством на переполненном пляже. Им оказался выходец из Египта, завербованный ХАМАС. По одной из версий, он тоже был рядом: находился в одном из отелей с видеокамерой наготове – чтобы снять панику на пляже после взрыва. В качестве награды власти Израиля приняли решение снять с Мотти Ашкенази все обвинения и судимости. За государственный счет его отправили лечиться в рехаб под Хайфой – там он завязал с наркотиками навсегда.
  
   

 Этот прецедент до сих пор преподают в юридических вузах Израиля и США как пример правового казуса. «Ашкенази совершил кражу, уголовное преступление. Он взял чужое имущество без разрешения владельца. Вопрос, который рождает юридическую коллизию, таков: должен ли господин Ашкенази нести ответственность за кражу? Ведь в момент совершения преступления он не знал, что находится в рюкзаке. Или же последующие проявленные им героизм и гражданская сознательность аннулируют преступное действие?» – писал Пол Робинсон, профессор права университета в Иллинойсе, США. Его научную статью с рассмотрением всех доводов за и против снятия обвинений с Мотти Ашкенази позже опубликуют в журнале Тель-Авивского университета.
  
   

 Что касается самого Мотти, то у него все хорошо. Сегодня ему чуть больше 50. У него, как писали СМИ, растут пятеро детей – старший уже служит в ЦАХАЛ. Раз в несколько лет его вновь находят журналисты, чтобы расспросить о подробностях того летнего дня в июне 1997-го. Мотти любит рассказать им легенду. Якобы после выписки из рехаба у него были трудности с поиском работы: никто не хотел брать бывшего наркомана. И тогда местный муниципалитет позвал его охранником на тот самый пляж, где он когда-то «шустрил» – ведь он знал все воровские повадки и мог отличить злоумышленника в толпе. Мотти всегда, впрочем, с удовольствием добавлял, что во время первого же дежурства воры украли его собственный кошелек.
                                                    
Михаил Блоков
Вернуться назад