В Молдове произошли ужасные вещи


В союзники призван сам дьявол, и поэтому все происходящее в стране в последние дни напоминает политическую Вальпургиеву ночь.


Свое решение о признании кредитного соглашения Молдовы с Россией неконституционным высокая судебная инстанция приняла в жуткой атмосфере поздно вечером 7 мая. И уже на следующий день рано утром Андриан Канду, родственник беглого олигарха Владимира Плахотнюка, объявил о создании «антиправительственного блока». Еще через несколько часов группа депутатов партии «Шор», представляющая еще одного беглого олигарха, сообщила о присоединении к формирующемуся «антиправительственному блоку». А синхронно с этими действиями четыре парламентария объявили о выходе из ДПМ и присоединении к Pro Moldova Канду.

Все события выглядят согласованными и являются признаками реставрации режима Плахотнюка-Шора в Молдове. Не исключено, что окончательно процесс завершится точно в срок к 14 июня, –  годовщине побега одиозных олигархов из страны.
Таков событийный ряд, обещающий Молдове новые потрясения, поскольку все это происходит во время объявленного в стране чрезвычайного положения, крупнейшего спада в экономике и дефицита бюджета, надвигающейся засухи.

Назвать их независимыми язык не повернется

Однако реставрация в Молдове криминального режима олигархов, ответственного за кражу из банковской системы миллиарда евро, далеко не единственное из того, что пугает своими последствиями народ, слишком рано порадовавшийся изгнанию воров.

Безусловно, в последние дни внимание общества было приковано к Конституционному суду.  Год назад КС стал инструментом госпереворота, двоевластия, а судьи, принимавшие сомнительные решения, отменили их и подали в отставку. Авторитет инстанции был полностью разрушен, и  восстановление молдавской государственности должно было начаться с перезагрузки КС. Но это не случилось.

Напомним, что новый состав Конституционного суда был назначен только в августе 2019 года. Парламент провел конкурс, но его результаты не были приняты во внимание. И большинство в составе блока ACUM и ПСРМ назначило двух судей — Домнику Маноле и Владимира Цуркана. Ни тогда, ни сейчас ни у кого не вызывало сомнение, что такое решение было политическим. То есть правящие депутаты делегировали вместе с судьями в КС свои интересы. Аналогичным было и решение правительства. Оно утвердило судьями Любу Шова и Николая Рошку. О последнем известно, что он был постоянным членом бюро ПДС, кандидатом формирования на выборах в парламент, то есть лицом политически аффилированным. Еще двоих судей, Эдуарда Абабей и Сергея Цуркан,  назначил  Высший Совет магистратуры. Назвать их независимыми ни у кого язык не повернется.

Освободители «захваченного государства» встают на преступный путь


Позже и эксперты, и политики признали, что назначение судей в КС происходило по политическим критериям. То есть те, кто объявили своей целью освобождение «захваченного государства», сами стали на преступный путь политического подчинения важнейшего демократического института.

Поэтому никого не должно удивлять, что Конституционный Суд вновь оказался вовлеченным в политическую борьбу, и теперь является инструментом нового захвата и перераспределения власти в стране. Мы опять увидели чудовищные вещи.

За почти 30 лет независимости Молдова заключила десятки кредитных соглашений с зарубежными странами и международными структурами. И каждое такое соглашение было утратой части суверенитета. Когда вы берете кредит, вы всегда становитесь зависимыми от тех, у кого заняли денежные средства. Более того, в некоторых соглашениях, например, об ассоциации Молдовы с ЕС недвусмысленно говорится о создании неконституционного органа совместного управления страной, взяты обязательства принимать законы в соответствии с директива из Брюсселя.

Акт русофобии

А в последнем соглашении с МВФ молдавское правительство (в лице Филипа и Санду) обязалось передать иностранным инвесторам в собственность молдавские банки. Причем финансовую и юридическую ответственность за сомнительное отчуждение акций банков брало на себя именно молдавское  правительство, а не иностранные инвесторы.

Можно вспомнить и соглашение с Всемирным банком в области образования. Тогда в рамках процесса, названного «оптимизацией», были закрыты более ста школ. У детей при реализации права на образование возникли серьезные препятствия и проблемы.

Однако только когда Молдова решила взять кредит у России – впервые за все годы — Конституционный суд рассмотрел финансовый документ и признал его незаконным.
Таким образом, мы видим явные признаки того, что решение КС было актом русофобии. Частью этого акта несомненно стали обращения в КС оппозиционных политиков, настроенных антироссийски.

И есть основания полагать, что между русофобами от политики и в Конституционном суде был сговор. Координировали процесс лица-медиаторы.

Существует и третий элемент, дискредитирующий Конституционный суд, — явное иностранное вмешательство.

Чудовищное попрание молдавской Конституции

Происходило оно под  предлогом  того, что на инстанцию определенные силы оказывают давление. В частности, 6 мая с заявлением выступил глава миссии ЕС в Молдове Петер Михалко. Он сказал, что «На Конституционный суд не может быть оказано давление со стороны ветвей государственной власти или вообще извне…». И прозрачно дал понять, если суд не примет определенное решение, то отношения с ЕС испортятся. Так чем же является само выступление иностранного посла, сделанное накануне заседания? Почему призывая других не вмешиваться, Михалко вспомнил, что «были времена, когда нам приходилось прекращать нашу поддержку». Он хотел кого-то запугать? Кого?

Более откровенным был евродепутат Зигфрид Мурешан. Он также выступил с заявление 6 мая. Мурешан просто давал инструкции Конституционному суду суверенного государства: «Желание президента Додона и ПСРМ обременить граждан Республики Молдова небезопасным российским кредитом только для того, чтобы обеспечить победу на следующих выборах, превысило допустимый предел».  

Кроме того, евродепутат сделал другое шокирующее заявление — «судьи Конституционного суда подвергаются преследованиям, шантажу и клевете». Что такое преследование, шантаж и клевета? Это преступления с уголовным душком. Но разве судебные инстанции уже установили, что преследования, шантаж и клевета имели место? Или достаточно, чтобы это признал евродепутат?

Перечисленные факты убеждают нас в том, что решение КС о признании кредитного соглашения с РФ незаконным, были принято под огромным  давлением Запада.  

За всю истории независимой Молдовы ничего подобного не происходило. И вмешательство Запада во внутриполитические процессы является чудовищным попранием молдавской Конституции. А само решение КС нельзя расценить иначе, чем акт русофобии, инспирированный извне.

Кто запугивал  КС?

Однако внешним вмешательством «ужасные вещи» не исчерпываются. Как известно, судьи КС обратились в Генеральную прокуратуру, заявив, что их запугивают и что на них оказывается давление. Была высказана просьба «принять все необходимые юридические меры с точки зрения уголовного и / или административного правонарушения».

Обращению предшествовали публичные разборки лидера ППДС Андрея Нэстасе и председателя ПДС Майи Санду. Нэстасе заявил, что Майя Санду лжет, когда говорит о слежке за судьями КС, и делает это ради политического пиара. Данный факт интересен тем, что в истории с КС роли политических игроков были расписаны. И, пиарясь на войне с российским кредитом, Майя Санду занялась чужим делом. Следовательно, у русофобской пьесы был режиссер, и он определял кто и что должен делать. Кроме этого, факт демонстрирует, что вмешательство было. Но чьё? Есть основание полагать, что  вторжение в дела КС стало коллективным.

Но заявление политиков, а главное, судей КС дают основание для других вопросов и выводов.

Если Генпрокуратура и суд признают, что на судей оказывалось давление, и их запугивали, то это будет означать, что институты молдавского государства по-прежнему находятся под криминальным давлением.

Если в возбуждение дела Генпрокуратура откажет, то четыре судьи КС должны немедленно подать в отставку, так как лгали и создавали в обществе искаженную картину происходящего. Поскольку в информационном пространстве никакие обоснованные факты не фигурировали, то вероятность того, что  судьи намеренно нагнетали атмосферу, является очень высокой.

А раз так, то рано или поздно возникнет вопрос об их отставке.

КС утратил независимый статус

И вероятно, отставка Конституционного суда в полном составе будет лучшим из решений. Общество убедилось, что:

— судьи выдвигались в высокую инстанцию по политическим критериям, они постоянно координируют свои действия с прозападными партийными деятелями, по существу КС утратил независимый статус;

— судьи позволяют себе публичные высказывание по существу рассматриваемых вопросов  (Николай Рошка прямо в ходе заседания заявил: «Мы не умерли после того, как из госбюджета пропал миллиард, не умрем и без этих 200 миллионов»);

— КС открыл юридический «ящик Пандоры», теперь могут быть опротестованы множество других кредитных соглашений, что способно обрушить молдавскую экономику.

Обязательное условие честных и справедливых выборов

Кроме этого, своими действиями и решениями КС вызвал серьезный раскол в молдавском обществе. В условиях, когда надо проводить очередные выборы президента, а, возможно, и внеочередные в парламент, у огромной части общества возникают серьезные опасения.

Авторитет суда стремится к нулю, поэтому возникает резонный вопрос: признает ли КС результат, если победителями выйдут промолдавские или ориентированные на Восток политики? От нынешнего состава суда можно ожидать каких угодно решений. В том числе русофобских.

В такой обстановке уже сам Конституционный суд выступает в роли политического игрока, который оказывает на избирателей давление, пугает их своим отношением к происходящему.

Другими словами,  отставка нынешнего состава КС является обязательным условием проведения честных и справедливых выборов. Нельзя доверять скомпрометировавшим себя людям признание выборов действительными.   

Альянс с дьяволом

К числу ужасных вещей, о которых мы также узнали в последние дни, следует отнести заявление депутата парламента от ПДС Михая Попшоя. Один из фронтменов партии бросил: «Мы готовы к альянсу хоть с дьяволом, лишь бы избавиться от Додона…». Дело не в том, что это высказывание демонстрирует накал страстей в молдавской политике и ненависть прозападных сил к пророссийским. Важно другое: господин Попшой подготавливает общественное мнение к союзу ПДС с одиозной группировкой «антиправительственного блока», за спиной которого стоят Плахотнюк и Шор. Таким образом, мы получили доказательство, что все разговоры об деолигархизации и освобождении «захваченного государства», которые ПДС вела в прошлом, были обычным словоблудием. Результатов в «деолигархизации»  в период правления Майи Санду не было, потому что таковы были инструкции, полученные на Западе. ДПМ, даже в виде самых одиозных представителей и ренегатов, – естественный союзник ПДС. И наступил момент, когда об этом можно сказать открыто и недвусмысленно.

Теперь мы видим, что в июне прошлого года молдавские политики обманывали общественность. А за риторикой о ненавистном олигархе стояло обычное желание занять его место. На худой конец стать с ним рядом в одну шеренгу.

Поскольку это заявление прозвучало накануне решения КС о российском кредите, то оно также может быть соотнесено с общим планом формирования «антиправительственного блока», является звеном единой цепи.

Место встречи нечистой силы с партбилетом и меткой на руке изменить нельзя

Всего лишь в течение нескольких дней молдавская политическая реальность кардинально изменилась. Теперь в ней есть олигархический «антиправительственный блок», партия гражданского действия, готовая сотрудничать хоть с самим дьяволом, и русофобский, политически подчиненный Конституционный суд.

Конечно, для молдавской политики это никакая не новость, когда непримиримые враги объединяются. Вспомним, что однажды ПКРМ и ХДНП были союзниками, а совсем недавно ПДС и ПСРМ.  Но такое, когда оппозиционные партии вначале свергают олигархический режим, а потом его реставрируют, случается впервые.

В какой-то другой момент даже эта отвратительная комбинация, возможно, не выглядела бы столь ужасной. Но когда на мир обрушился невиданный кризис, происходит перезагрузка глобальных финансовых и экономических систем, а также безопасности, правительства думают о том, как избежать голод и разруху, в Молдове разгорается настоящая бойня за государственные посты. В союзники призван сам дьявол, и поэтому все происходящее здесь напоминает политическую  Вальпургиеву ночь.

Место встречи нечистой силы с партбилетом и меткой на руке, видимо, изменить нельзя.

Автор — СЕРГЕЙ ТКАЧ
https://enews.md/publicatsia/v-moldove-proizoshli-uzhasnye-veshchi
Вернуться назад